Литературная Якутия


 
12.03.2019
 

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ ЯКУТИИ
за октябрь 2013 по октябрь 2018 года

Доклад Натальи Харлампьевой на XVII съезде Союза писателей Якутии

Если окинуть взглядом этот период – в нашей стране произошли события, которые сыграли большую роль в общественно-политической жизни страны и отразились на повседневной жизни россиян. Так, в 2014 году Крым и Севастополь вошли в качестве двух новых субъектов в состав Российской Федерации. Сразу за этим последовали санкции со стороны США и ЕС. В этом же 2014 году разгорелась гражданская война на Украине, Донецкая и Луганская области отказались подчиняться Киеву, провели референдум. И это тоже ставится в вину нашей стране. В этот год успешно прошли зимние Олимпийские игры в Сочи. Главным событием 2015 года было празднование 70-летие Победы в ВОВ. Вы, наверное, помните, что лидеры Запада проигнорировали это событие из-за украинского кризиса. 2016 год был ознаменован всевозможными санкциями США и западных стран, что безусловно сказалось на уровне жизни населения России. В 2017 году напряженность возрастала – Северная Корея проводила испытания водородной бомбы, МОК запретила нашей олимпийской сборной выступать под своим флагом…

Все эти события происходили на фоне инфляции и экономического кризиса. Доходы населения России падают, страна, как говорят, аналитики перешла к новым экономическим условиям. В этом плане Правительству РФ приходится подсчитывать свои внутренние резервы. И нет худа без добра – особое внимание руководства страны сейчас приковано к Дальнему Востоку, где возникают территории оперативного развития. Наша республика в числе тех, кто работает в этом перспективном направлении.

Прошедшее пятилетие было событийным и в политическом отношении в 2017 году состоялись выборы Президента РФ, россияне еще раз выбрали В.В. Путина. А в нашей республике за эти годы два раза прошли выборы главы. В 2014 году на состоявшихся выборах мы избрали Е.А. Борисова. Он, как вы знаете, в мае этого года написал заявление об уходе с этого поста. 9 сентября этого года во главе республики встал А.С. Николаев. Я полагаю, что население республики с удовлетворением отметило в первую очередь преемственность наших руководителей. При смене власти это очень много значит.

В отчетный период для нас самым важным и интересным годом явился год 2015 – год Литературы. Для писателей республики он ознаменовался несколькими крупными событиями. Во-первых, в июне 2015 года мы приняли выездной пленум Союза писателей России. Приезжала большая группа во главе с В.Н. Ганичевым. Гости побывали в Чурапчинском и Усть-Алданском улусах, было проведено совместное заседание секретариата. Темой выездного пленума стал разговор о будущем российской литературы, в частности национальных литератур – «В единстве наша сила». Подобные мероприятия дают большой толчок к сближению писателей, к сближению братских литератур. Завершающим мероприятием года Литературы стал выезд писателей двух Союзов в Москву, где были проведены литературные вечера. Крупным, перспективным событием года литературы стала экспедиция молодых писателей по маршруту Якутск – Санкт-Петербург – Михайловское – Смоленск – Москва – Якутск. Это в общем-то беспрецедентное мероприятие стало возможным благодаря тому, что СПЯ, выиграл грант Правительства РС (Я) в один миллион рублей. Я, как человек, который занимался подготовкой документов этого гранта должна сказать, что наша победа стала возможной при деятельной поддержке тогдашнего председателя Правительства РС (Я) Г.И. Данчиковой.

Прошло пять лет с нашего последнего съезда. Жизнь менялась, появлялись новые реалии, кипели предвыборные страсти, и писатели, кончено же, не стояли в стороне от этих дел, но они работали, писали, издавали книги.

Прежде чем приступить к обзору литератур народов Якутии за отчетный период, я хочу обратить внимание делегатов на то, что сегодня в республике работает много издательств, кроме того, издательской деятельностью занимаются и районные типографии. Сегодня уже невозможно проследить за всем издательским потоком. Но главным для писателей остается «Бичик». «Бичик» субсидируется из бюджета республики для издания социально-значимой литературы, практически это косвенная поддержка государства писателей. Но, к сожалению, мы должны констатировать факт ежегодного снижения субсидий НКИ «Бичик». Начиная с 2015 года не финансируется отдельной строкой издание серии классиков и народных писателей. В предстоящем 2019 году субсидии «Бичик» сокращены наполовину. Это безусловно отражается на развитии литератур всех народов Якутии. Поскольку без книги нет писателя.

Частные издательства, которые есть у нас в республике, в большей степени являются исполнителями заказов. Они не несут ответственности за художественный уровень произведений, которые издают, порой эти книги не отвечают элементарным полиграфическим нормативам.

Проза всегда считалась ведущим жанром в якутской литературе. За отчетный период издано немало книг прозы, но не все они стали событием для читателя. В этом плане мы сегодня с сожалением должны отметить снижение читательского вкуса, тяготение к легкому чтиву. Это, как говорится, палка о двух концах. Читательский вкус формирует среда, отношение общества к писателю, литературе. Большой вред в этом плане имеет развлекательное чтиво, которое в большом количестве появляется в печатных и электронных СМИ. Это серьезный и важный вопрос, который необходимо обсудить сегодня на съезде и внести свои предложения в резолюцию съезда.

Если окинуть взглядом произведения якутских писателей в эти годы, то получается такая картина. Новые романы в эти годы издали ведущие прозаики – Тумарча “Өрөһүнүү”, “Өбүгэ тыына”, Семен Маисов издал последнюю книгу романа «Ийэм кэпсиир» и начало нового “Аҕа”, Улдьаа Харалы “Киһи-хара буолаары”, вышли две новые повести Николая Калитина «Томмоо», «Этиҥ дуксуйар», П. Харитонова - Ойуку - «Олох модьото», Анны Варламовой – Айысхааны «Үргүөрдээх кэм үнүгэстэрэ». Весьма плодотворно в жанре рассказов за отчетный период работали Иван Осипов – Ойуур «Хоһуун уол», Татьяна Находкина «Олох оҕо оонньуута буолбатах», «Өтөх иинэ оспот», «Былдьаммыт дьылҕа», Павел Федоров – Сомоҕо “Түүҥҥү куорат”, Галины Нельбисовой “Эн миэхэ соҕотоххун”, “Эдэр саас одуулуур”, “Ньургун дьиктилээх сырыылара”. За эти годы в якутской прозе появились новые имена – Евдокия Иринцеева – Огдо издала книги «Буолар да эбит», «Мэник Сэлиичээн». Раиса Сибирякова – Аайа «Уһаабыт сааскы түүн», Ангелина Васильева “Сүрэх кистэлэҥэ”, Аграфена Кузьмина “Киһи сүрэҕэ бэрт чараас”.

К жанру прозы так же относятся книги воспоминаний, размышлений Иннокентия Сосина «Уйулҕам уйан убайдара», Урсуна “Умнуллубат урукку”, Ойуку “Чукураһа Ньукулай – күөмчүлэммит көлүөнэ ырыаһыта”. Вне всяких жанров стоит книга Анатолия Старостина – Сиэн Кынат “Таптал умсулҕана», она является лиричной прозой поэта, на грани жанров. Как и в прошлые годы активно работает в документальной прозе «Владимир Пестерев, издавший интересную книгу «Саха уонна сэрии».

Тематику якутской прозы в эти годы можно разделить на два направления – историческая проза и произведения, отображающие современность.

На мой взгляд, две книги именно исторического склада стали событием в литературной жизни республики. Это роман Куорсуннаах «Аан талҕа» и книга Харысхала «Эргиллиэм хайаан да». Елена Васильевна совершила практически творческий подвиг, написав этот роман, затрагивающий самые болезненные и сокровенные моменты жизни якутской интеллигенции в период революции, гражданской войны. Этот роман получил хорошие отзывы у читателей, полагаю, что он привлечет внимание ученых-литературоведов. Книга В.Е. Васильева – Харысхала, которую долго ждали читатели, увидела свет благодаря поддержке Ассоциации «Писатели Якутии». Эти две книги имеют большое значение для повышения самосознания народа, для более глубокого и философского понимания собственного менталитета, чаяний и надежд нашего народа. Но любое произведения требует осмысления, обсуждения и в этом плане мы возлагаем большие надежды на наших литературоведов, критиков, редакторов литературных журналов.

Писателю, каким бы он талантливым не был, всегда трудно работать на современные темы. Ибо, большое видится на расстоянии, находясь внутри современной жизни непросто вычленить глобальные проблемы. Порой, если даже писатель берется за эту тему, есть опасность слыть конъюнктурщиком и написать весьма посредственные вещи на злобу дня. Не боясь этих сложностей взялись за острые темы Николай Калитин, он написал две повести «Томмоо» и «Этиҥ дуксуйар», посвященные проблемам экологии, А. Варламова – Айысхаана написала роман «Үргүөрдээх кэм үнүгэстэрэ», посвященный проблемам юношества. Рассказы Татьяны Находкиной, Анатолия Слепцова, Ангелины Васильевой, Аграфены Кузьминой заставляют пристальней вглядеться в реальность, остановиться и подумать о вечных человеческих ценностях.

Особняком стоит творчество народного писателя Николая Лугинова. Закончив огромный труд о Чингисхане, он еще дальше углубился в историю. Жанр его «Хуннских повестей» трудно определить, это роман – размышление. Автор рассуждает на тему границы, в ее географическом, этническом и этическом смыслах. О границе между понятиями добра и зла. Николай Лугинов в этом произведении показывает, насколько важны для человека границы, для собственной идентификации. В этом произведении много параллелей с сегодняшним днем. «Хуннские повести» вышли из-под пера зрелого мастера и требуют такого же подготовленного читателя. Речь идет о событиях очень далекого времени и образы мифологические, легендарные, но все чаяния и надежды этих героев очень близки современному человеку. Николай Алексеевич презентовал данную книгу и в российских, и в зарубежных аудиториях и «Хуннские повести» никого не оставляли равнодушным…

В целом якутская проза прошлых лет разнообразна; по проблематике, теме, она отражает сегодняшний сложный внутренний мир человека.

Поэзия в якутской литературе занимает особое место – ведь наша литература началась с «Байаная» великого Өксөкүлэхэ. Традиционно поэзия определяет в целом развитие литературы, это можно наблюдать не только в якутской литературе.

За отчетный период издано немало поэтических книг, как известных, так и молодых авторов. Но мы с вами прекрасно знаем, что не количественные показатели, а содержание определяют качество литературы.

Издали в этот период новые книги поэты Наталья Харлампьева «Мин аалым – балаҕаным», Саргылана Гольдерова «Кэм айанньыта», Куорсуннаах «Орто дойду саҥа ырыата», «Тыйыс дьыбар уораана», Яна Байгожаева «Таптал арыыта», Елизавета Мигалкина «Халлаан устун суос сатыы», Саргылаана Сандаар «Күн күлүгэ», Гаврил Андросов «Дойдулаах суор», Рустам Каженкин «Үс кустук», «Таас тойуга», Зинаида Архипова «Түлүк уум түүллэрэ», Александра Попова «Сүтэрсимиэх», Василий Тимофеев «Үтүө үрүмэтэ». Как видим из вышеперечисленного, в якутской поэзии особенно активно работают молодые.

Современная якутская поэзия ставит во главу угла человека, его раздумья о жизни, вопросы веры, вечные вопросы жизни, смерти, любви. В творчестве каждого поэта можно найти раздумье о судьбе Родины, о прошлом, настоящем и будущем народа.

В якутской поэзии сегодня четко прослеживаются две тенденции. Первая, традиционная – поиски собственной темы в фольклоре, устном народном творчестве. Вторая, более глубинная – философская поэзия, пронизанная верой (сахалыы итэҕэл), негромко говорящая о нравственных ценностях. У одного поэта можно наблюдать оба эти направления – к примеру у Куорсуннаах, Гаврила Андросова, Елизаветы Мигалкиной, Саргыланы Гольдеровой. Наши читатели очень тонко воспринимают поэзию и такие стихи читают только подготовленные читатели. К сожалению, при усилении философской составляющей поэзии, появилось четкое разграничение между поэзией песенного склада. Поэтому тексты песен артистов нашей эстрады в большинстве случаев не выдерживают никакой критики.

Тревожит заметное снижение накала поэзии, большая тяга к созерцательности, некому отстраненному взгляду на жизнь. Возможно, поэзия в целом в мире переживает некий спад - поэтов – трибунов нет почти ни в одной национальной республике, поэтов – бунтарей тоже не наблюдается… При этом снижается общий накал, уровень поэзии. Общество начинает смотреть на поэтов как на отстраненных людей, витающих на небесах, далеких от жизни.

А в нашей повседневной жизни немало коллизий и бед, которые могут иметь очень большие последствия. Взять хотя бы тему экологии. В августе этого года из-за прорыва четырех дамб АЛРОСЫ были практически отравлены реки Вилюй, Малая Ботуобия и Ирелях. Ничто не предвещало этой драматической ситуации. Работает специальная правительственная программа, которая позволяла содержать экологию в пределах нормы. Техническая вода с высоким содержанием тяжелых металлов и иных вредных компонентов привела к загрязнению и отправлению реки Вилюй на протяжении 200 км. А Вилюй – это второй по величине приток Лены.

Также заслуживает внимания писателей трагедия на руднике «Мир». произошедшая в прошлом году.Это беда касается всех нас и, народ, возможно ждал нашей реакции… Говоря сегодня об этом на съезде, я предлагаю каждому подумать над собственной позицией – не надо созерцать и быть элегически спокойным к подобного рода катастрофам. Прежде всего это касается поэтов – нам ведь дан талант от народа, от природы…

В современной якутской поэзии сегодня немало женских имен. Я не склонна поэзию разделять по половому признаку, но тем не менее излишняя «склонность» и отвлеченность от жизни наблюдается в стихах некоторых поэтесс. Писательство – это мир с мужскими правилами и об этом не надо забывать не только поэтессам, но и женщинам, работающим в других жанрах. Когда-то на заре моей юности прочитав мои первые стихи, один известный поэт воскликнул: «Биһиги бүгүн кыыстанныбыт!». Такое умиление и восторг проявляется к любому одаренному человеку, особенно если это молодая девушка или женщина. Но долго пользоваться этим преимуществом не придется – женская слабость, кокетство не открывают дороги в литературу. Рассчитывающие на это молодые поэтессы сильно ошибаются – как только голос твой окрепнет, стихи зазвучат, вступят в права мужские правила. Почему я сегодня об этом говорю? В последние годы наблюдается рост этакого дамского сословия в нашей литературе. Читателю нужна поэзия, помогающая ему, открывающая глаза на нравственные ценности, тут половые признаки отступают на второй план. В начале 90-ых, когда менялась общественно-политическая ситуация, когда мы потеряли свою страну и приобрели новую, на переднем крае осмысления новой ситуации, сохранения нравственных ценностей народа стояли все-таки писатели, поэты. Вспомните публицистику Суорун Омоллоона, ратовавшего за сохранение дружбы народов, прежде всего с русским народом, Василия Яковлева – Далана, много писавшего о глубинных связях прошлого и будущего, поэзию юной Умсууры, своим эпатажем, подстегивавшая национальное самосознание («Кулут куттаах сахам уола»), публицистику писателя В.Е. Васильев – Харысхала и журналиста Иван Ушницкого, они же в статусе народных депутатов защищали честь и достоинство своего народа, Эдуарда Соколова, ставшего во главе экологического движения в защиту Вилюя…

Я считаю справедливыми упреки, которые иногда слышу, об отстраненности писателей от повседневной жизни. Но для появления этой отстраненности опять же были причины. Слишком много сегодня трибунов, ратующих за ту или иную актуальную проблему, выходящие на пикет, собирающие подписи, а затем въезжающие на популистских лозунгах в Ил Түмэн, в городскую думу, в Общественную палату и т.д. Писателям негоже уподобляться этим конъюнктурщикам. Нам есть что сказать, но бесконечные реформы в государственных СМИ перекрыли каналы писателей , которые хотели бы оперативно реагировать на актуальную и важные вопросы.

Тем не менее нам всем надо быть включенным в общественно- политическую жизнь республики. Каждый писатель, конечно же, решает этот вопрос сам. Поэзия – самый тонкий и доходчивый жанр и потому именно она должна быть впереди литературы всей.

Несколько слов о детской литературе. За отчетный период в литературе, посвященной детям наблюдалось некое оживление. Так, «Бичик» обратился к классикам детской литературы – Константину Туйарскому, Тимофею Сметанину, Иннокентию Эртюкову. Кроме этого, «Бичик» издал антологию детской литературы на якутском языке. Свои книги издали Николай Курилов «Монолог наследника Чучуны», Константин Сосин «Эһэлээҕим тиэргэнигэр», Огдо «Мэник сэлиичээн», Уйбаан Ойуур «Хоһуун уол», Умсуура «Чуораанчык уу дойдутугар», Иван Иннокентьев «Жизнь и приключения Ваньки Быкова».

Сказать, что в литературе для детей появилось много новых имен нет возможности. Евдокия Иринцеева – Огдо, отдала немало лет детской печати и неудивительно, что она обратилась к литературе для детей. Мы должны отметить, что ее книга «Мэник сэлиичээн» отмечена на конкурсе евразийской книги в Лондоне и издана на английском языке. Неожиданно обратился к детской тематике Иван Иннокентьев, его книга о Ваньке Быкове замечена читателями. Ирина Дмитриева также в эти годы издала книгу стихов для детей. Маленькие читатели хорошо встретили книги К. Сосина. В целом если говорить о литературе для детей, мне бы хотелось внести предложение издательству «Бичик» - об издании «золотой коллекции классики» для детей на якутском языке, с хорошими иллюстрациями – того же Константина Туйарского, Николая Заболоцкого, Семена Данилова, Моисея Ефимова, других писателей, работавших на эту тему. Как русскоязычным детям десятки издательств по всей России переиздают Маршака, Барто, Чуковского, так и наших классиков детской литературы в красивом полиграфическом оформлении нужно возвращать малышам. Как ни странно, от этого зависит уровень, вновь создаваемый литературы для детей. Она должна быть не только дидактической, но яркой и талантливой, быть на уровне классиков детской литературы.

Драматургия является одним из сложных и трудных жанров литературы. Драматург должен в монологах, диалогах раскрыть характер каждого героя, показать его в действии. При постановке спектакля очень важна индивидуальная работа с режиссером-постановщиком, художником-постановщиком и происходит не менее сложная работа с каждым актером по отдельности. Из-за такой сложной творческой пирамиды многие начинающие драматурги сходят с полпути.

Хотя драматургов-профессионалов у нас немного, но за отчетный период ими сделано много. Драматург Иван Иннокентьев давно работает в тесном сотрудничестве с режиссерами Юрием Макаровым (Нюрбинский театр), Петром Скрябиным (Нерюнгринский театр актера и куклы) и Театром юного зрителя города Якутска. Нюрбинский театр поставил спектакль «Некто и некий», Нерюнгринский театр «Древо», Театр юного зрителя города Якутска «Таро добрый странник». Спектакли по пьесе Ивана Иннокентьева идут при полном аншлаге большим успехом. В постановочном плане этих театров стоят три новые пьесы драматурга Иннокентьева.

Наиболее продуктивным в плане постановок своих спектаклей можно назвать драматурга Семена Ермолаева. Его остросюжетные, многоплановые, с неожиданными, интересными коллизиями пьесы заинтересовали многих российских и зарубежных театров. Его пьесу «Над водой» поставили «Белый театр» (Хабаровск), «Событие» (Москва), Омский, Барнаульский областные театры. Пьесу «Апокалипсис» театр «Ода» (Азербайджан), «Белый Театр» (Хабаровск), Театр актера и куклы (Нерюнгри). Пьесу «Джунгли» «Белый Театр» (Хабаровск), Театр актера и куклы (Нерюнгри).

В эти годы русский Академический драматический театра имени А. Пушкина плотно сотрудничал с Владимиром Федоровым на сцене театре поставлены пьесе «Два берега одной победы» и «Путь Святителя». Спектакль «Два берега одной победы» отмечен на Сочинском театральном фестивале. А премьера спектакля «Путь Святителя» состоялась в Москве во время Дней РС (Я) и вызвала положительные отклики.

Драматург Харысхал за эти пять лет отметился пятью премьерами. Национальный театр малочисленных народов «Гулун» открылся спектаклем «Гасаа Хунат» по его сценарию. В Саха Академическом театре имени Ойунского Андрей Борисов поставил спектакли «Учитель» о народном учителе СССР Михаиле Андреевиче Алексееве, «Тэпсиллибэт үтүө аат» («Незапятнанное имя») о государственном деятеле Илье Егоровиче Винокурове. Русский Академический Драматический театр имени А. Пушкина поставил спектакль «Страсти по ямщику», Нерюнгринский театр актера и куклы спектакль «Победить или умереть» о русском докторе совершившей свой гражданский подвиг ради спасения жителей Севера.

Для того, чтоб стать драматургом надо пройти сложный путь. Большую помощь в этом деле оказывают постоянно действующие студии и семинары драматургов. Еще при жизни драматурга, заведующего литературной частью Саха Академического театра им. Ойунского. Сиэн Чолбодук – Инн. Авкс. Дмитриева была организована студия драматургов. Студия собирается в год два-три раза. Именно студия открыла новое имя драматурга Владислава Левочкина. Его пьеса «Пути господни» о Святителе Иннокентие поставлена в театре юного зрителя в Якутске.

В рамках последнего республиканского совещания молодых писателей былп организована секция драматургии. Из-за малочисленности представленных работ секция несколько лет работала совместно с секцией прозы. Благодаря успешной работе секции драматургии на республиканском совещании молодых писателей, студия драматургов под руководством главного режиссера Саха Академического театра Руслана Тараховского возобновила свою работу. Нам хотелось бы продолжить и укрепить это сотрудничество.

В последние годы стремительно начало развиваться якутское кино. Отрадно, что кинорежиссеры обращаются к лучшим произведениям якутских писателей. Наградами на международных фестивалях отмечен фильм Эдуарда Новикова «Тойон кыыл» («Царь птица») сценарий Сиэн Өкөр по рассказу талантливого писателя Василия Яковлева «Тэҥҥэ кырдьыбыт тэҥкэ тиитим» («Состарившаяся со мной вместе лиственница»).

Талантливый кинорежиссер Никита Аржаков обрадовал киноповестью «Дьикти саас» («Дивная весна») по одноименной повести Василия Далана. Заканчивается киносъемка фильма по эпохальному роману Далана «Тыгын Дархан». Кинорежиссер Алексей Романов на суд зрителя представил фильм «Сааскы кэм» («Весенняя пора») по роману народного писателя Амма Аччыгыйа.

По сценарию писателя Харысхал Никита Аржаков снял фильм «Сүтэрсибит сүрэхтэр» («Потерянные сердца») о непростых человеческих судьбах, фильм психологический, сложный, тем не менее дошел до сердец зрителя.В данное время по сценарию Харысхал молодой кинорежиссер Александр Лукин снимает фильм «Победить или умереть» о русском докторе.

При таком всплеске интереса к кино, якутские писатели пока остаются только зрителями. В итоге на экраны выходят низкопробные, порой граничащие с пошлостью фильмы и сериалы. Союзу писателей Якутии нужно серьезно подумать над этим. Уже на следующем совещании молодых писателей нужно организовать секцию кинодраматургов. Наверное, настало время экранизаций романа «Төлкө» («Судьба») Николая Якутского, повести Софрона Данилова «Красавица Амга», повести Николая Лугинова «Таас Тумус».

В этом плане якутское телевидение не всегда берется за добротные, по настоящему литературные сценарии. Современные «мыльные оперы», которые пробиваются на экран, в большей степени являются проявлением массовой культуры. А перечисленные выше произведения могли бы стать великолепными сериалами, которые воспевали бы настоящие человеческие ценности, настоящие чувства и страсти. Кино сегодня является реальной возможностью выхода на мировую арену. Об этом не стоит забывать.

Русскоязычная литература за отчетный период развивалась в русле тенденций современной российской литературы. Тут надо подчеркнуть, что в последние годы русские писатели у нас появились в крупных городах республики. Например, в городе Мирном живут и работают трое членов Союза писателей России – Ришат Юзмухаметов, Сергей Москвитин и Любовь Винс, которая в качестве представителя сегодня присутствует на съезде. В Алданском районе, в городе Томмот живет Елена Овчарова, не только замечательный поэт, но и настоящий сподвижник, энтузиаст. Если бы все преподаватели русского языка и литературы работали так, как она, то больше было бы интеллектуалов среди молодежи. В Нерюнгри проживают Ольга Никулина и Виктор Вдовиченко, которые, к сожалению, не могли приехать на съезд. Лены Парыгиной из Ленска тоже нет на съезде. Все упирается в финансовые возможности. Не все главы районов пошли навстречу просьбе союза командировать писателей на съезд.

Каков же спектр развития русскоязычной литературы за отчетный период? Большинство авторов издали книги, некоторые не одну. Ришат Юзмухаметов издал книги «Лариса Попугаева. Первооткрывательница алмазов в России», «Алмазные фантазии», «Геологи – алмазники». Ришат Юзмухаметов фактически является вдумчивым, внимательным и справедливым летописцем алмазного края. Неустанным, надо добавить.

Интересные, самобытные романы в последние годы жизни создал Владислав Авдеев: «Запретная любовь», «История первой любви». Он брался за разработку якутской тематики в историческом плане. Мы потеряли большого писателя, надо бы поработать с его архивами и подумать о книге.

Иван Иннокентьев в эти годы работал очень плодотворно, им изданы книги «Тамбур Тутанхамона», «Тайны», «Ничей» и уже упоминавшаяся книга для детей. Он работает и как драматург, но, как говорится «года к суровой прозе клонят», совсем недавно он ушел из журнала, чтоб заняться полностью творческой работой.

Сергей Москвитин в эти годы работал, пожалуй, плодотворней всех. Им издано семь книг – тут и поэзия, и автобиографические заметки, и фотографии, и пособие для стихотворцев.

Ждем творческих откровений от новых членов СП России – Любови Винс, Лены Парыгиной, у них есть резервы для плодотворной творческой работы.

Активно работала в эти годы Ольга Пашкевич. Кажется, она окончательно утвердилась в своем выборе – прозе. Ее книги рассказов «Крем для рук», «На этой стороне улицы», «Талисман» с интересом встречены читателями, они отмечены дипломами на российских литературных конкурсах.

Талантливый и самобытный прозаик Ариадна Борисова, которую мы знаем по ее романам «Божья отметина», «Змеев столб», вышла на просторы российского уровня. Ее «роман» с издательством «Эксмо» весьма успешен. Нам остается пожелать ей успехов!

Бывают в жизни писателя неожиданные даже для него самого книги, но именно они и составляют имя автора. Такой книгой я считаю книгу Виктории Габышевой о маленькой девочке Карине, плутавшей в тайге 11 суток. Книга оставляет настолько сильное впечатление, что заставляет каждого думать о смысле бытия, о том, что мы все-таки часть природы матери.

Очень серьезно в эти годы работала Ирина Дмитриева в области истории становление православия в Якутии – в 2013 году вышла книга «На Север сквозь века. История православия в Якутии». В ее багаже также и поэтические сборники, и книга для детей.

Правление Союз писателей Якутии в ноябре 2016 года провело Дни русской поэзии в Якутии. В Якутск съехались почти все русские писатели республики – общались, встречались с читателями, обсуждали произведения. Хотелось бы чаще проводить подобные мероприятия, поскольку ничто не заменит живое творческое общение.

В качестве пожелания, хотелось бы напомнить нашим русскоязычным писателям о замечательных традициях русских писателей, живших и работавших в Якутии – Юрия Шамшурина, Юрия Черткова, Сергея Шевкова, Владимира Фролова. Все они не чурались переводческой работы, тем самым черпая новые темы в этой, казалось бы, сложной и трудной работе.

Как известно, литература в Якутии развивается на пяти языках. В литературе коренных малочисленных народов Севера за отчетный период вроде бы не появились новые имена, но активную творческую деятельность продемонстрировали известные писатели. Народный писатель РС (Я) Андрей Кривошапкин практически ежегодно издавал книги - «Оленные люди России», «Будущее Себяна», «Под сенью Полярной звезды», «Под северным сиянием». «Парламент Якутии», «Долг народов Севера – идти в ногу со временем», «Жизнь моя», «Я б снова выбрал тебя», «Заоблачные вершины Виктора Лебедева», также Андрей Васильевич издал 2 тома избранных произведений. Как общественно-политический деятель, у Андрея Кривошапкина широкий диапазон тем, он не чурается публицистики, аналитики новейшей истории. Плодотворно работали в эти годы Василий Кейметинов – Баргачан, Гаврил Курилов – Улуро Адо, Николай Курилов, Мария Федотова – Нулгынет, Варвара Белолюбская – Архук. Особо хотелось бы отметить Марию Федотову – Нулгынет – она несмотря на то, что живет в дальнем северном районе, участвует в российских литературных фестивалях, конкурсах, отмечена наградами. Варваре Белолюбской мы благодарны за то, что она любовно взращивает молодых северян, способных к творчеству. Это нелегкий, но благородный труд. Благодаря ей в совещании молодых ежегодно участвуют ребята, которые интересуются творчеством. Возможно, их этих ребят вырастут такие личности как Семен Курилов и Василий Лебедев.

Писатели – северяне не стоят в стороне ни в одном жанре литературы, ими освоены крупные эпические формы, романы и поэмы, при этом углубляется проблематика, особенно в вопросах защиты национальной культуры, сохранения родного языка и охраны природы.

Как вы все знаете, начиная с 2004 года Союз писателей Якутии проводит республиканские совещания молодых писателей. Итогом этой планомерной работы стало то, что членами Союз писателей России стали 14 молодых авторов. Самым главным итогом этой нашей работы, на мой взгляд, стало то, что появилось сообщество молодых писателей, они познакомились друг с другом, сложился основной костяк. С 2008 года работает творческое объединение молодых писателей «Тыл кыһата». Этим объединением реализовано немало творческих проектов, организованы с министрами.

В 2017 году при правлении организован Совет молодых литераторов. Данные молодежные объединения практически в последние годы берут на себя организацию совещаний и семинаров молодых писателей. Многие молодые принимают участие в российских и международных литературных фестивалях. Думаю, что сегодня на съезде более подробно об этом расскажет Гаврил Андросов, который отвечает в правлении за это направление работы. Всего молодыми авторами в период между съездами издано 28 книг, также они принимали участие в 7 сборниках. Это немало.

Тематика произведений молодых писателей, на мой взгляд, ближе к сегодняшней жизни, ее нравственным проблемам, есть удачные попытки взглянуть на сегодняшний день с исторической перспективы. В целом у старшего поколения писателей создается впечатление некоторой медлительности в творческой работе, особенно в вопросах расширения жанров и освоения более крупных эпических форм.

Хотя сегодняшняя общественно-политическая ситуация выносит на гребень пикетчиков, людей, которые берутся за острые проблемы только ради популизма и практически очень редко доводят дело до конца, молодым писателям следует больше включаться в общественную жизнь республики, быть активней в вопросах отстаивания вечных нравственных ценностей. Римма Казакова в самом начале 90-ых годов написала следующие строки, адресуя их приватизаторам и прочим хапугам:

 
Вы отмываете грязные деньги,
Мы отмываем грязное время.
 

Эти строки совершенно точно определяют позицию, ответственность поэта, писателя.

Вы видите, что к власти сегодня приходит молодое поколение чиновников. Поколенческий принцип в жизни еще никто не отменял. И вам, молодым, сегодня надо налаживать связи с власть имущими, напоминать им о своей миссии отмывать грязное время.

На сегодня в этом вопросе активен зам. председателя правления Союза писателя Якутии Гаврил Андросов. Он на съезде СПР в феврале этого года избран секретарем СПР. Давайте, еще раз поздравим его с этой высокой должностью!

В этом году вернулся из Москвы после окончания ВЛК Анатолий Слепцов. Наверняка, для него было непростым решением оставив обжитую реальность, практику хирурга, уехать на учебу. Полагаю, что не только учеба, но и общение в литературных кругах Москвы дало ему много – участие и победы в литературных конкурсах, обретение друзей и переводчиков, возможность сверить часы с развитием российской литературы. Так что читатели вправе ожидать от него новых, крупных произведений.

Не могу не сказать два слова о Николае Рыкунове, так рано ушедшем из жизни. Николай как будто знал, что ему отпущено немного, торопился успеть претворить свои задумки в жизнь. Только благодаря его настойчивости, организаторским способностям была издана книга Николая Заболоцкого «Очерки якутской литературы». Он увидел в запрещенном в свое время труде перекличку с нашим временем.. Без всякого сомнения Николай Рыкунов был человеком, нацеленным на работу в литературной критике – смелым, вникающим в историю литературы, бесконечно любящим родную литературу. Отрадно, это его друзья довели до конца издание его книги, которую он собрал при жизни. Это пример настоящей человеческой и творческой дружбы.

Теперь о самом волнующем всех национальных писателей вопросе – о переводах. В последние годы мы много говорим об этом. Конечно же, такой стройной системы переводческого дела, какая была в Советском Союзе, уже не будет. Но государство в год Литературы озаботилось наконец-то проблемами перевода на русский язык литератур народов России. Была создана программа, которая финансируется из бюджета. Поручено было выполнение данной программы издательству ОГИ. Это издательство во главе с Максимом Амелиным начали работу. Изданы антологии поэзии народов России и детской литературы. Проведено несколько выездных семинаров в регионах, в том числе и у нас. Не все может устраивать национальных писателей в этой работе ОГИ, но лиха беда начало. И то, что эту работу ведет конкретное издательство оказалось вполне логичным и оправданным, поскольку национал переводится для того, чтоб его знали в России, чтоб дойти до русского читателя.

Наши, свои переводчики, а их не так много, в период между съездами работали достаточно плодотворно. Так, Аита Шапошникова закончила работу над романом П. Харитонова – Ойуку «Бубенцы над Леной», повести «Томмоо» и «Гром гремит» Николая Калитина, поработала над переводами олонхо. В 2017 году она издала книгу избранных переводов. Не менее плодотворно работала Альбина Борисова – в ее багаже переводы Дмитрия Наумова, тувинского эпоса «Кунан Хара».

Закономерным итогом наших международных фестивалей поэзии «Благодать большого снега» стали переводческие связи с участниками фестиваля. Так, изданы две антологии поэзии – польской и татарской, на якутском языке. В Варшаве вышла антология современной якутской поэзии на польском. Марат Ахмеджанов, организатор литературного фестиваля, издатель издал на английском языке мою поэтическую книгу «Азия Хотун» и детскую книгу Огдо «Мамонтенок Мэник». В период между съездами переведены и изданы на русском, сербском и китайском «Хуннские повести» Николая Лугинова. У меня вышли книги на татарском «Осенние дожди» и на азербайджанском «Мой друг апрель».

Международный фестиваль поэзии «Благодать большого снега» одной из своих важных задач считает как раз организацию живых связей поэтов с поэтами, общение, которое должно продолжиться в творческом содружестве. Благодаря фестивалю стихи якутских поэтов переведены на английский, татарский, азербайджанский, башкирский, тувинский языки. И все зависит от самого поэта, насколько он сам сможет наладить контакты, оперативно подготовить подстрочники и т.д. К сожалению, это реалии нашего времени.

В проведении фестиваля деятельное участие принимает СВФУ и Министерство культуры и духовного развития. Следующий фестиваль должен состояться в следующем 2019 году, но в плане республиканских мероприятий он не включен. Данный вопрос считаю необходимым включить в резолюцию нашего съезда. Фестиваль «Благодать большого снега» знают не только в России и за рубежом, поступает немало заявок. Организация подобных фестивалей сегодня является одной из форм организации литературного процесса. И если мы думаем о будущем литератур народов Якутии, то его непременно надо продолжить.

Три кита, на котором держится работа правления, это – работа с молодыми авторами, поддержка членов Союза в издании книг и переводов и работа по литературному наследию.

За отчетный период мы провели много юбилеев, как классиков, так и здравствующих ныне писателей. 100-летие Макара Хара, Исая Никифорова, Дьуон Дьаҥылы, Анастасии Сыромятниковой, Болот Ботура, Семена Данилова, 110-летие Күннүк Уурастыырова. Также были отмечены юбилеи Николая Калитина, Сэмэнэ Тумата, П. Харитонова – Ойуку, Айсена Дойду, Урсуна, Ивана Иннокентьева, Куорсуннаах.

Неважно в этот отчетный период обстояли дела с наградами для писателей. Звание «Заслуженный работник культуры» было присвоено Ольге Пашкевич, Ивану Иннокентьеву. Госпремия имени П. Ойунского присужден Е.В. Слепцовой - Куорсуннаах. Пожалуй, больше похвалиться нечем. Особо трудно обстоят дела с присвоением звания народного писателя. Правление буквально завалено ходатайствами о присвоении этого звания тому или иному писателю. Не буду называть фамилий, но только по нашему союзу их 5 человек. Представленные к этой награде наши два претендента так и не получили ее. В этом плане надо нам всем вместе конкретно определить критерии, чтоб не было обид. Со стороны Главы и правительства необходима системная поддержка творческих людей, ведь писатели, как дети, они рады поощрению, это еще говаривал Хемингуэй. И награждение писателя – это своего рода инвестиция в духовное развитие народа, республики.

Также хотела бы обратить внимание властей на издание серии классиков и народных писателей Якутии в издательстве «Бичик». Практически эта серия осуществляется благодаря таким людям, как С.А. Попов – Тумат, Н.Е. Винокуров – Урсун, много работала в этом направлении незабвенная Д.Е. Васильева. Они выступают составителями многих книг из этой серии. Мы должны поблагодарить их за этот подвижнический труд, поскольку многие наследники не в силах заняться литературным наследством. В отчетный период издано – 19 томов классиков и народных писателей. Сегодня нависла угроза закрытия данной серии. Если с 2005 года серия финансировались отдельной строкой, то с 2015 года это прекращено. А при 50 % сокращении субсидий «Бичик» едва ли сможет предусмотреть издание этих книг.

Основной задачей нашего Союза является объединение творческих людей, решение проблем, возникающих при реализации творческих идей, в меру сил правление пыталось решить вопросы социального статуса писателя, оценки его труда. При этом правление оказывало посильную материальную помощь нуждающимся писателям. Подробней об этом будет сказано в докладе ревизионной комиссии.

Если честно, мы проводим сегодняшний съезд в очень сложных условиях. В этом году союз не получил грант из бюджета республики. Ранее мы подпитывались за счет внебюджетных средств – аренды помещений. Как известно Союзу писателей Якутии на правах собственности принадлежат 3-4 этажи Дома Книги поул. Ярославского 20. Третий этаж занят Союзом писателей Якутии, сдавались свободные площади на 4 этаже. В этом году из-за протечки крыши половина арендаторов ушла, теперь доходы от аренды не покрывают расходов на коммунальные платежи и содержание здания. Аппарат правления и техработники не получаем зарплату с июня текущего года. Счета в банке закрыты, ООО «Книга», которая на правах собственности занимает 1-2 этажи задания подали в Арбитражный суд, вследствие чего наше имущество находится сегодня под арестом. Даже на такое имущество как офисная техника и мебель. Возможно, кому-то покажется, что мы не очень хорошие хозяйственники – но мы ежегодно вели фрагментарный ремонт крыши. Но это временное решение. Нужен капитальный ремонт крыши. Хотелось бы, чтобы нашу просьбу о помощи услышали.

Организационная работа правления велась в отчетный период согласно Устава, заседания правления проводились не реже одного- двух раз в месяц, заседания ревизионной комиссии по мере необходимости – практическиодин раз в год,по итогам года . Сегодня на съезде будут внесены изменены в Устав, на которые постоянно указывают нам проверяющие органы. Это- избрание председателя делегатами, а не правлением, как это делали мы раньше уточнение вопросов исключительной компетенции съезда.

Каждый член Союза должен думать об укреплении авторитета и статуса своей организации, активней участвовать в мероприятиях и проектах, чаще выезжать на встречи с читателями, использовать любую возможность поговорить с ними. Писатель должен быть в гуще событий, водовороте дел, но не краснобайствовать, а творчески переосмысливать окружающий мир. Поверьте, слова писателя еще не потеряло вес в глазах наших читателей. Они ждут от нас не только талантливые произведения, но и веское слово в конкретной ситуации. Общечеловеческие ценности остаются прежними во все века. Надо только следовать им, жить по ним, и писать и говорить о них.

Желаю всем вдохновения, удачи, новых произведений!

Алгыс баһа сыаланнын!

11 октября 2018 г.