Литературная Якутия


 
 

Платон Алексеевич Ойунский

Платон Ойунский (Платон Алексеевич Слепцов; 30 октября (11 ноября) 1893, Ойун-Усовский наслег, Таттинский улус, Якутская область — 31 октября 1939, Якутск) — якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы.

Биография

В 1914 году он поступил в Якутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году. В 1917–1918 годах учился в Томском учительском институте.

Член КПСС с марта 1918 года. В 1921 году председатель Губревкома Якутии, в 1922 председатель Совнаркома, в 1923 председатель Центрального Исполнительного Комитета Якутской АССР. В 1928—31 годах — нарком просвещения и здравоохранения Якутии. В 1935 году по его инициативе был создан НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР, где он был первым директором. В этом же году защитил в Институте национальностей (Москва) диссертацию на степень кандидата лингвистических наук. Член правления Союза писателей СССР в (1934—38) гг. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

3 февраля 1938 года был арестован органами НКВД в г. Иркутске, когда возвращался с 1-й сессии Верховного Совета СССР. Было инкриминировано обвинение в «руководстве буржуазно-националистической контрреволюционной организацией».

Умер в больнице Якутской тюрьмы 31 октября 1939 года. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года.

Творчество

Первое стихотворение опубликовал в 1917 году. В 1919 году написал ставшее широко известным в то время в Якутии стихотворение «Син биир буолбаат?» (Не всё ли равно?). Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа собрал и подготовил к изданию якутские эпосы олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Ботур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйарыма Куо). Обосновал использование силлабо-тонического стиха в якутском языке. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы.

Память об Ойунском

Полемика по делу Ойунского

В советское время, до перестройки, не проводилось никаких специальных исследований, касающихся «дела Ойунского» в НКВД, как и вообще истории сталинских репрессий в Якутии — архивы КГБ были закрыты, цензура не пропустила бы такие публикации. Но с началом перестройки начинают предприниматься такие попытки, в результате чего в 1990-х и 2000-х годах в научных и вообще интеллигентских кругах республики проходила очень масштабная и бурная дискуссия по этой теме. Начало ей было положено в 1990 году, когда Якутским книжным издательством была выпущена книга И. И. Николаева и И. П. Ушницкого «Центральное дело: Хроника сталинских репрессий в Якутии». В этой книге, на основе изучения дел Ойунского и Аммосова в архивах, авторы дают широкую картину времени сталинских репрессий в Якутии; при этом, однако, не обошлось без попыток прославления героев своих очерков. Полемизируя с авторами этой книги, писатель, известный своими многочисленными публикациями на исторические темы, Иван Ласков, работая в Якутском государственном архиве и в архиве Якутского отдела КГБ (ФСБ), изучил дело Ойунского и позже выступил с публикацией «Драма поэта» («Молодёжь Якутии» от 9, 16 и 23 июля 1993 г.), которая носила резко критический характер, потому что автор делал особый акцент на добровольность так называемых признательных показаний Ойунского, в результате которых пострадало много невинных людей, в том числе из руководства Якутской АССР — П. М. Певзняк (первый секретарь обкома) и Х. П. Шараборин (председатель СНК республики). Эта публикация вызвала бурную дискуссию в круге интеллигенции республики, особенно гуманитарной. Ласкова поддержал и развил эту тему кандидат философских наук, член-корреспондент МАИ Виктор Скрипин в своей статье «Ложные кумиры». Им оппонировали доктор исторических наук, сотрудник ИГИ Егор Алексеев (статья «Обречённые»), кандидат исторических наук Егор Антонов (статья «О великом человеке М. Аммосове и историке В. Скрипине»), а также многие другие представители национальной якутской интеллигенции. Так, например, доктор исторических наук Е. Е. Алексеев отмечает, что Ласков и Скрипин выдвигают в адрес Ойунского и Аммосова довольно серьёзные по представлениям сегодняшнего дня обвинения. Однако при этом остаётся много вопросов — как методологических, так и морально-этических. Историк отмечает, что авторы, возможно, увлекшись изучением собственно архивных документов, не учитывают всю изощрённость методов работы НКВД. Кандидат исторических наук Е. П. Антонов подчёркивает невозможность сохранения жертвой «героического лица» в условиях, когда она попадает в жернова карательной системы тоталитарного государства. В целом, эта проблема ещё далека от разрешения и ждёт своих объективных, независимых и профессиональных исследователей.

Литература по теме

Библиография

На русском языке:

Литература

Источники и ссылки