Якутская литература
Отто Николаевич Бётлингк |
Возникновение и начало распространения письменности на якутском языке относится к концу XVII в. и связано с деятельностью русских миссионеров. Всего до 1917 на якутском языке было издано более 40 книг. Решающую роль в возникновении якутской художественной литературы сыграла книга О.Н.Бётлингка «О языке якутов» (1851), в которой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я.Уваровского (1800–1861 гг.). Это автобиографическое сочинение стало первым памятником художественной прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирические отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзажные и портретные зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат образными выражениями, почерпнутыми из якутской речи, их автор записал образцы фольклора, в частности, текст олонхо (героического эпоса).
Издание О.Н.Бётлингка послужило толчком к собиранию фольклорных текстов на якутском языке: начиная со второй половины XIX в. появляется большое количество записей народных песен и олонхо, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга. Так, М.Н.Андросова-Ионова (1864–1941 гг.), признанная первой якутской поэтессой, не только записала образцы олонхо, но и в стиле народного эпоса создала свое оригинальное произведение, основанное на реальных событиях, — «Күл-күл Бөҕө оҕонньор Силирикээн эмээхсин икки» («Старик Кюл-кюл Бёгё да старуха Силирикэн»).
Афанасий Яковлевич Уваровский |
Помимо фольклора на становление якутской художественной словесности оказала влияние русская литература, в частности, произведения писателей-декабристов, И.А.Гончарова, В.Г.Короленко, В.Серошевского и других о жизни народа саха в XIX в.
К началу ХХ в. относится начало творчества основоположников якутской литературы — А.Е.Кулаковского, В.В.Никифорова, А.И.Софронова-Алампа, Н.Д.Неустроева (1895–1929 гг.). Выдающийся поэт и прозаик, фольклорист и этнограф А.Е.Кулаковский в это время создает свои главные художественные произведения, показав образцы творческого использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900 г.), признанное первым художественным произведением якутской литературы, поэма «Сновидения шамана» (1910 г.), в форме шаманского пророчества выразившая социальную проблематику, другие сочинения, связанные с национальными фольклорными традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е.Кулаковского распространялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова (опубликованы в 1924–25 гг.).
Драма В.В.Никифорова «Манчаары түөкүн» («Разбойник Манчары», 1906 г.), опубликованная в 1912 году и сразу переведенная на русский язык, многие годы затем ставилась на сценах Якутска и в улусах, и оказала значительное влияние не только на драматургию, но и на все жанры якутской литературы. В этой пьесе впервые воплощен легендарный образ благородного разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной системе якутской литературы. В начале ХХ в. популярностью пользовались и драмы А.И.Софронова: «Дьадаҥы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914 г.), «Таптал» («Любовь», 1915–16 гг.), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традициям А.Н.Островского, А.И.Софронов разработал основные принципы якутской драматургии.
Н.Д.Неустроев первым в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. К 1915 г. относится первый написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и другие рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором.
С 1917 года начинается новый этап развития истории якутской литературы. Основоположником якутской советской литературы стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П.Ойунский (П.А.Слепцов). Он создает ряд стихов революционного и лирического содержания, некоторые из них стали популярными песнями («Власть Советам»), драматическую поэму «Красный шаман» (1917 г., 2-я редакция 1925 г.), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения применительно к якутскому поэтическому языку. В поэзии и прозе П.Ойунского соединились фольклоризм, романтическая стилистика и острая социальная проблематика. Использование фольклорных форм в произведениях становится общей особенностью многих произведений, созданных в 1920–30-е годы. Основной тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критическое осмысление дореволюционного прошлого, критика шаманизма и религиозных взглядов, пропаганда образования, интернациональной солидарности с другими народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р.Кулачикова-Эллэя, А.А.Иванова-Күндэ, А.Кудрина-Абагинского, С.С.Яковлева (Э.Эристина), К.Сокольникова, С.А.Саввина (К.Дьирибинэ), Н.Е.Мординова, Н.Д.Неустроева составили ядро якутской литературы. Создание Союза советских писателей в 1934 г. повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «социального реализма». В поэмах М.Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932 г.), С.Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930 г.), драмах А.Аччыгыйа «Человек» (1938 г.), «От колонии к коммуне» (1932 г.), произведениях П.Ойунского, П.Туласынова, И.Винокурова-Чаҕылҕана, Д.К.Сивцева (С.Омоллона), С.Ефремова и другие создавались образы строителей социализма. В это время, в связи с усилением идеологизации литературы, характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика.
В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народного творчества, на лирику оказывают влияние фольклорные жанры — благословения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якутских героев войны: снайпера Д.А.Гуляева, Героя Советского Союза Ф.Попова, эвена-снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р.Кулачикова-Эллэя, К.Урастырова, М.Кузьмина-Хара, М.Тимофеева-Терешкина, Т.Сметанина, С.Васильева и др. пользовались огромной популярностью. Значительными достижениями прозы стали романы Э.Эристина (С.С.Яковлева) «Молодежь Марыкчана» (1942 г.), А.Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944 г., 1-й вариант). Теме войны посвящены очерки А.Аччыгыйа, С.Омоллоона, рассказы С.Данилова, Н.Г.Золотарева (Н.Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детективный жанр (Дм.Таас, «Золотой гроб», 1941–42 гг.).
Заметным явлением в драматургии военного времени стали пьесы «Долг», «Враги» С.Ефремова, «Сайсары» (1943 г.) С.Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943 г.) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с советскими солдатами других национальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашистских концлагерей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия.
После войны якутская поэзия обогатилась новыми поэтическими сборниками С.Данилова, К.Урастырова, С.Р.Кулачикова-Эллэя, С.Васильева, И.Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывших солдат. Появились повести Н.Якутского «Золотой ручей», С.Данилова «Твои друзья», Т.Сметанина «Егор Чэрин», Н.Мординова «Друзья», Н.Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народного хозяйства, возвращения к мирной жизни затронута в произведениях А.Абагинского, Л.Попова, Б.Хабырыыса, П.Тобурокова, И.Гоголева, М.Ефимова и др. Заметен интерес к сатирической поэзии, детской литературе. Появились первые переводы произведений якутских писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т.Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951 г.), не сходящая со сцены до наших дней.
Для этого этапа характерно отрицание литературного наследия классиков якутской литературы, особенно репрессированных П.Ойунского, И.Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издаваться собрания сочинений А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева, а после реабилитации П.Ойунского в 1955 г. выпущено 7 томов его произведений.
1960-е годы стали этапом открытия якутской литературы для общесоюзного читателя. Под руководством С.Данилова проводится активная переводческая деятельность с якутского на языки народов СССР, и произведений писателей других народов страны на якутский язык. Появляются романы в стихах С.Васильева «Младший сын» (1961 г.), И.Гоголева «Солнечная гора» (1962 г.), Р.Багатайского «Сыновья и невестки» (1964 г.); повести в стихах К.Урастырова, М.Тимофеева посвящены теме недалекого исторического прошлого: 1930-м, 1940-м, 1950-м годам. Теме развенчания культа личности И.В.Сталина посвящены произведения Р.Багатайского, Б.Хабырыыса. В романах И.Гоголева, Р.Багатайского заметно влияние романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И.Гоголев, Н.Герасимов-Айталын, М.Ефимов, В.Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С.Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш.Руставели. Особым лиризмом отличаются стихи В.Потаповой, Н.Харлампьевой, Н.Михалевой-Сайа, О.Корякиной- Умсууры, В.Петровой-Венеры.
Главные достижения в прозе 1960-х гг. связаны с именами Н.Якутского, С.Данилова, И.Гоголева, А.Сыромятниковой, В.Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется историческое прошлое. Особенно заметно обогащение жанра рассказа, создаются миниатюрные юмористические произведения (Н.Габышев). Якутская литература художественно отразила перемены во всех сферах общественной жизни: в сельском хозяйстве («На водоразделе рек» В.Яковлева, «Белый поток» якутского прозаика Н.Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С.Данилова). В 1970—80-е гг. появляются романы П.Аввакумова, В.Протодьяконова-Кулантая, В.Соловьева (Б.Боотура), Л.Попова; среди них — несколько дилогий, трилогий. Возникает жанр фантастики (Г.Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е.Неймохов, Н.Борисов-Уус развивают детективный жанр.
Для драматургии 1960–70-х гг. характерен интерес к социальным процессам современности (реорганизация села, становление промышленности). Социальной тематике посвящены пьесы Л.Габышева, Л.Попова, С.Ефремова, И.Гоголева, А.Аччыгыйа и другие. Особенно популярны пьесы И.Гоголева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанрами пьесы-сказки, трагикомедии, драмы, притчи, сатирической комедии. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964 г.). На исторические темы созданы пьесы и драмы С.Данилова, Н.Лугинова, И.Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С.Ермолаева (С.Өкөр), В.Васильева-Харысхала. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С.Ермолаева.
Репертуар якутских театров часто включает инсценировки литературных произведений, среди них наиболее известной стала пьеса А.С.Борисова «Желанный мой голубой берег», написанная на основе повести Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Современная якутская драматургия активно ищет новые сценические формы, обращается к мифологическим источникам, стремится отразить интерес к общечеловеческим проблемам и ценностям. В 1980–90-е гг. создаются киносценарии (С.Ермолаев, Е.Неймохов, А.Дойду), начали появляться якутские фильмы («Черная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е.Неймохова).
Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993 г.), трилогия Н.Лугинова «По велению Чингисхана» (1997–2005 гг.). В области документалистики создали новые произведения И.Федосеев, Г.Борисов, В.Яковлев-Далан. Роман И.Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993 г.) обозначил наступление нового этапа в якутской литературе, связанного с раскрытием суровой правды как прошлых лет, так и современной действительности. Его роман «Третий глаз» (1999 г.), отличающийся мифологизированным восприятием прошлого, в 2005 г. издан на немецком языке. По мнению исследователей, он совершил творческий прорыв в романном мышлении.
Литература:
- Очерк истории якутской литературы. М., 1970;
- Сафронов Ф.Г., Иванов В.Ф. Письменность якутов. Якутск, 1992;
- Тобуроков Н.Н., Сыромятников Г.С., Габышев Н.А., Михайлова М.Г. История якутской литературы (середина XIX — начало ХХ века). Якутск, 1993. Т. 1;
- Литература Якутии ХХ века (историко-литературные очерки). Якутск, 2005.