Литературная Якутия


 

Якутская литература

Отто Николаевич Бётлингк

Возникновение и начало распространения письменности на якутском языке относится к концу XVII в. и связано с деятельностью русских миссионеров. Всего до 1917 на якутском языке было издано более 40 книг. Решающую роль в возникновении якутской художественной литературы сыграла книга О.Н.Бётлингка «О языке якутов» (1851), в которой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я.Уваровского (1800–1861 гг.). Это автобиографическое сочинение стало первым памятником художественной прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирические отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзажные и портретные зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат об­разными выражениями, почерпнутыми из якутской речи, их автор записал образцы фольклора, в частности, текст олонхо (героического эпоса).

Издание О.Н.Бётлингка послужило толчком к со­биранию фольклорных текстов на якутском языке: начиная со второй половины XIX в. появляется большое количество записей народных песен и олонхо, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга. Так, М.Н.Андросова-Ионова (1864–1941 гг.), признан­ная первой якутской поэтессой, не только записала образцы олонхо, но и в стиле народного эпоса создала свое оригинальное произведение, основанное на реальных событиях, — «Күл-күл Бөҕө оҕонньор Силирикээн эмээхсин икки» («Старик Кюл-кюл Бёгё да старуха Силирикэн»).

Афанасий Яковлевич Уваровский

Помимо фольклора на становление якутской художественной словесности оказала влияние русская литература, в частности, про­изведения писателей-декабристов, И.А.Гончарова, В.Г.Короленко, В.Серошевского и других о жизни народа саха в XIX в.

К началу ХХ в. относится начало творчества осново­положников якутской литературы — А.Е.Кулаковского, В.В.Ники­форова, А.И.Софронова-Алампа, Н.Д.Неустроева (1895–1929 гг.). Выдающийся поэт и прозаик, фолькло­рист и этнограф А.Е.Кулаковский в это время создает свои главные художественные произведения, показав образцы творческого использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900 г.), признанное первым художественным произведением якутской литературы, поэма «Сновидения шамана» (1910 г.), в форме шаманского пророчества выразившая социальную проблематику, другие сочинения, связанные с национальными фольклорными традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е.Кулаковского распро­странялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова (опубликованы в 1924–25 гг.).

Драма В.В.Никифорова «Манчаары түөкүн» («Раз­бойник Манчары», 1906 г.), опубликованная в 1912 году и сразу переведенная на русский язык, многие годы затем стави­лась на сценах Якутска и в улусах, и оказала значительное влияние не только на драматургию, но и на все жанры якутской литературы. В этой пьесе впервые воплощен легендарный образ благородного разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной систе­ме якутской литературы. В начале ХХ в. популярностью пользовались и драмы А.И.Софронова: «Дьадаҥы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914 г.), «Таптал» («Любовь», 1915–16 гг.), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традици­ям А.Н.Островского, А.И.Софронов разработал основные принципы якутской драматургии.

Н.Д.Неустроев первым в якутской драматургии обра­тился к жанровой форме комедии. К 1915 г. относится первый написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и другие рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором.

С 1917 года начинается новый этап развития истории якутской литературы. Основоположником якутской советской литературы стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П.Ойунский (П.А.Слепцов). Он создает ряд стихов революционного и лирического содержания, некоторые из них стали попу­лярными песнями («Власть Советам»), драматическую поэму «Красный шаман» (1917 г., 2-я редакция 1925 г.), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения примени­тельно к якутскому поэтическому языку. В поэзии и прозе П.Ойунского соединились фольклоризм, романтическая стилистика и острая социальная проблематика. Использование фольклорных форм в произведениях становится общей особенностью многих произведений, созданных в 1920–30-е годы. Основной тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критическое осмысление дореволюционного прошлого, критика шаманизма и религиозных взглядов, пропаганда образования, интернациональной солидарности с другими народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р.Кулачикова-Эллэя, А.А.Иванова-Күндэ, А.Кудрина-Абагинского, С.С.Яковлева (Э.Эристина), К.Сокольникова, С.А.Саввина (К.Дьирибинэ), Н.Е.Мординова, Н.Д.Неустроева составили ядро якутской литературы. Создание Союза советских писателей в 1934 г. повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «социального реализма». В поэмах М.Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932 г.), С.Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930 г.), драмах А.Аччыгыйа «Человек» (1938 г.), «От колонии к коммуне» (1932 г.), произведениях П.Ойунского, П.Туласынова, И.Винокурова-Чаҕылҕана, Д.К.Сивцева (С.Омоллона), С.Ефремова и другие создавались образы строителей социализма. В это время, в связи с усилением идеологизации литературы, характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика.

В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народного творчества, на лирику оказывают влияние фольклорные жанры — благо­словения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якутских героев войны: снайпера Д.А.Гуляева, Героя Советского Союза Ф.Попова, эвена-снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р.Кулачикова-Эллэя, К.Урастырова, М.Кузьмина-Хара, М.Тимофеева-Терешкина, Т.Сме­танина, С.Васильева и др. пользовались огромной попу­лярностью. Значительными достижениями прозы стали романы Э.Эристина (С.С.Яковлева) «Молодежь Марыкчана» (1942 г.), А.Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944 г., 1-й ва­риант). Теме войны посвящены очерки А.Аччыгыйа, С.Омоллоона, рассказы С.Данилова, Н.Г.Золотарева (Н.Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детективный жанр (Дм.Таас, «Золотой гроб», 1941–42 гг.).

Заметным явлением в драматургии военного времени ста­ли пьесы «Долг», «Враги» С.Ефремова, «Сайсары» (1943 г.) С.Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943 г.) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с советскими солдатами других нацио­нальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашистских концлаге­рей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия.

После войны якутская поэзия обогатилась новыми поэтическими сборниками С.Данилова, К.Урастырова, С.Р.Кулачикова-Эллэя, С.Васильева, И.Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывших солдат. Появились повести Н.Якутского «Золотой ру­чей», С.Данилова «Твои друзья», Т.Сметанина «Егор Чэрин», Н.Мординова «Друзья», Н.Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народного хозяйства, возвращения к мирной жизни затронута в про­изведениях А.Абагинского, Л.Попова, Б.Хабырыыса, П.Тобурокова, И.Гоголева, М.Ефимова и др. Заметен интерес к сатирической поэзии, детской литературе. Появились первые переводы произведений якутских писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т.Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951 г.), не сходящая со сцены до наших дней.

Для этого этапа характерно отрицание литературного наследия классиков якутской литературы, особенно репрессированных П.Ойунского, И.Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издавать­ся собрания сочинений А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева, а после реабилитации П.Ойунского в 1955 г. выпущено 7 томов его произведений.

1960-е годы стали этапом открытия якутской литературы для общесоюзного читателя. Под руководством С.Данилова проводится активная переводческая деятельность с якутского на языки народов СССР, и произведений писателей других народов страны на якутский язык. Появляются романы в стихах С.Васильева «Млад­ший сын» (1961 г.), И.Гоголева «Солнечная гора» (1962 г.), Р.Багатайского «Сыновья и невестки» (1964 г.); повести в стихах К.Урастырова, М.Тимофеева посвящены теме недалекого исторического прошлого: 1930-м, 1940-м, 1950-м годам. Теме развенчания культа личности И.В.Сталина посвящены произведения Р.Багатайского, Б.Хабырыыса. В рома­нах И.Гоголева, Р.Багатайского заметно влияние рома­на в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И.Гоголев, Н.Герасимов-Айталын, М.Ефи­мов, В.Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С.Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш.Руставе­ли. Особым лиризмом отличаются стихи В.Потаповой, Н.Харлампьевой, Н.Михалевой-Сайа, О.Корякиной- Умсууры, В.Петровой-Венеры.

Главные достижения в прозе 1960-х гг. связаны с име­нами Н.Якутского, С.Данилова, И.Гоголева, А.Сыромятниковой, В.Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется историческое прошлое. Особенно замет­но обогащение жанра рассказа, создаются миниатюрные юмористические произведения (Н.Габышев). Якутская литература художественно отразила перемены во всех сферах общественной жизни: в сельском хозяйстве («На водоразделе рек» В.Яковлева, «Белый по­ток» якутского прозаика Н.Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С.Данилова). В 1970—80-е гг. появляются романы П.Аввакумова, В.Протодьяконова-Кулантая, В.Соловьева (Б.Боотура), Л.Попова; среди них — несколько дилогий, трилогий. Возникает жанр фан­тастики (Г.Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е.Неймохов, Н.Борисов-Уус развивают детективный жанр.

Для драматургии 1960–70-х гг. характерен интерес к социальным процессам современности (реорганизация села, становление промышленности). Социальной тематике посвящены пьесы Л.Габышева, Л.Попова, С.Ефремова, И.Гоголева, А.Аччыгыйа и другие. Особенно популярны пьесы И.Го­голева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанрами пьесы-сказки, трагикомедии, драмы, притчи, сатирической комедии. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964 г.). На исторические темы созданы пьесы и драмы С.Данилова, Н.Лугинова, И.Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С.Ермолаева (С.Өкөр), В.Васильева-Харысхала. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С.Ермолаева.

Репертуар якутских театров часто включает инсцениров­ки литературных произведений, среди них наиболее известной стала пьеса А.С.Борисова «Желанный мой голубой берег», написанная на основе повести Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Современная якутская драма­тургия активно ищет новые сценические формы, обращается к мифологическим источникам, стремится отразить интерес к общечеловеческим проблемам и ценностям. В 1980–90-е гг. создаются киносценарии (С.Ермолаев, Е.Неймохов, А.Дойду), начали появляться якутские фильмы («Чер­ная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е.Неймохова).

Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993 г.), трилогия Н.Лугинова «По велению Чингис­хана» (1997–2005 гг.). В области документалистики создали новые произведения И.Федосеев, Г.Борисов, В.Яковлев-Далан. Роман И.Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993 г.) обозначил наступление нового этапа в якутской литературе, связанного с рас­крытием суровой правды как прошлых лет, так и современной действительности. Его роман «Третий глаз» (1999 г.), отличающийся мифологизированным восприятием прошлого, в 2005 г. издан на немецком языке. По мнению исследователей, он совершил творческий прорыв в романном мышлении.

Литература:
Н.Н. Тобуроков

Источник: Иркипедия