Литературная Якутия


 
12.03.2022
 

Олег Сидоров: «Да, начинается Третья Республика»

О времени больших перемен, о будущем Якутии, о новой парадигме развития республики мы говорим с писателем, журналистом, заведующим кафедрой журналистики филфака СВФУ Олегом Сидоровым.

 

— Олег, ты написал академические труды о славных сынах народа саха: Максиме Аммосове, Платоне Ойунском, Михаиле Николаеве. Этим людям присущи забота о будущих поколениях, провидческие мысли. Что ждет исследователя их жизни и творчества, какие открытия?

 

— Скорее, не академические труды, а мое видение их судьбы, времени, в котором они жили и творили. Вернее назвать, монографические исследования. Каждый из героев книг – космос, вселенная. Их мысли и чаяния, они живут своей жизнью. Каждый из нас имеет возможность соприкасаться с их творчеством, идеями, и как ты верно отметил, провидческими мыслями. Окунувшись в этот безбрежный океан, мы можем найти то, что нам созвучно в тот или иной момент нашей жизни. В этом сила их Слова.

Если вкратце, конечно, это боль за судьбу народа, вера в будущее, которого они хотели бы добиться, достичь, реализовать. Вспомним их слова. Максим Аммосов: «Якутия должна познать себя. Она должна познать свои природные и человеческие ресурсы, свою историю, свою культуру…»

Платон Ойунский: «Героический богатырский эпос, богатейшее изустное творчество (продукт седой старины, возможно — продукт культуры всего Востока), тысячелетний плод народного творчества должен выйти в свет».

Михаил Николаев: «Выбираю свободу и человека!».

Многое из того, что они планировали, сбылось и сбывается. Мы, якутяне, северяне – оптимисты!

 

— Почему Ойунский выбрал себе такое имя, которое значит – «из рода ойуунов»?

 

— Это одна из загадок, которые оставил потомкам Платон Алексеевич. Есть версии, и каждый может попробовать выдвинуть свою трактовку, догадку. Но, давайте, вспомним: Алексей Елисеевич Кулаковский – Ексекюлях, Василий Васильевич Никифоров – Кюлюмнюр, а почему бы и не выбрать Платону Алексеевичу фамилию, созвучную народному восприятию, народным верованиям, тем более обозначающую принадлежность его к древнему роду? Тем более, он не просто шаман в нашем современном понимании, он — «Красный шаман» с пылающим камнем сата, пришедший в Срединный мир заложить благополучие и процветание, создать новый мир, новую реальность, воплотить в жизнь мечты многих поколений.

 

— Максим Аммосов каким был человеком, как бы ты его охарактеризовал?

 

— Когда работал над книгой, ко мне пришло отчетливое понимание, что он был личностью выдающегося аналитического ума, из него мог выйти блестящий исследователь, ученый. В этом я солидарен с пониманием Лены Максимовны — младшей дочери Максима Кировича главного предназначения своего отца. Но судьба направила его на другие жизненные пути, что стало для якутского народа счастливым выбором. У Максима Аммосова был комплексный подход, комплексное видение всего, за что он брался. Он высоко ставил значение культуры для развития экономики, социальной сферы, переустройства жизни, для народа. В этом была его сила как человека государственного и политического, общественного деятеля. И он здесь современен как никто другой из той великой плеяды поколения начала XX века.

 

— По словам еще одного славного сына якутского народа Андрея Саввича Борисова, сейчас наступает время третьей республики. Первая была основана нашими корифеями. Вторая началась в 1990-е годы с ростом самосознания народа. И сейчас мы вступаем в новые времена. Ты с этим согласен?

 

— Да, согласен. Андрей Саввич всегда чувствует пульс времени – в этом его сила как духовного лидера нации. Конечно, скажут, что это версия, оценка нашего времени. Возможно, в будущем найдут и другие определения. Все зависит от исторического контекста. В принципе, я использовал такое понимание этапов развития государственности Якутии в своей книге и характеристике времени Михаила Николаева. В третьей главе я писал, что период развития и становления государственности Якутии с 1924 по 1990 год, годы автономной республики можно определить как Первая Республика, а этап нынешний — начиная с 1990 года — Второй Республикой, подразумевая новый этап развития государственности Якутии, большей самостоятельности и открытости для внешнего мира.

 

— Предлагаю поговорить о геокультурной идентификации Якутии. Наверное, юбилейная дата республики должна дать толчок действиям в арктической парадигме развития. Начнем с того, что жители республики — прежде всего северяне, как говорится, этим интересны в плане геокультуры?

 

— Время выбирает идеи и личностей, способных воплотить, реализовать эти идеи. География и культура – неразрывно связаны. География влияет на формирование мировоззрения народа в целом и каждого человека в отдельности. Мы не можем быть в отрыве от окружающего нас мира, влияющего на наши чувства и эмоциональные восприятия. Это всегда отмечали великие умы человечества. И Андрей Саввич в нашей современной действительности не просто это озвучивает, он всей своей творческой, общественной, государственной деятельностью, общностью своих разных направлений деятельности пришел к этому убеждению и к этой концепции. Здесь он выступает, я бы сказал, как автор философской концепции. Наши предки, оказавшись здесь разными путями и в разные времена, освоив в сотрудничестве с народами Севера огромную территорию, вобравшую в себе арктическое побережье и среднюю Лену, южные отроги Станового хребта, сформировались здесь как нация… Значит, это в нашей крови, нашей ментальности сидит, глубоко укоренено. И это геокультурное пространство едино в нашем сознании, мировоззрении, мы не делимся на части по большому счету. И это востребовано новым временем, нашим сегодняшним днем.

 

— Ты согласен с мнением некоторых ученых, что культура находится в основе экономики, социальной сферы, влияет на развитие народа, региона? Как говорит известный ученый Дмитрий Замятин, «культура есть основа и экономики, и политики, и именно культурное взаимодействие обеспечивает в той или иной степени эффективность и экономических, и политических действий».

 

— Да, конечно, это сегодня один из дискурсов современного междисциплинарного подхода к изучению и исследованию общественного развития. Как-то, в 2013 году, я записал интервью с одним из основателей Высшей школы экономики, доктором экономических наук, профессором Львом Львовичем Любимовым. Он принял меня в своем кабинете в ВШЭ в Москве, отвечал на вопросы концептуальные, рассказывал историю своего рода, показывая развешанные на стенах картины… Он тогда сказал, думаю, уместно это и процитировать: «Проблемы решения исторической судьбы России уперлись в два слова – человек и культура. А это, следовательно, образование и культура, но не только. Это здравоохранение, спорт и физкультура, отдых, безопасность человека. Вот эти проблемы, которые обустраивают человека и формируют того работника, который является надежным источником валового внутреннего продукта, должны решаться в первую очередь».

 

— Айсен Николаев говорит, что в арктической зоне республики люди должны жить не ниже среднероссийского уровня, а Якутск к 400-летию, то есть к 2032 году, должен стать одним из лучших городов страны, эталонным для северных городов мира, культурной столицей Арктики. Наверное, вместе с экономическими переменами должно меняться сознание? Наверное, надо позиционировать нашу республики не как окраину мира и страны, а как форпост развития мировой Арктики, которой будет прирастать могущество России?

 

— Задачи глобальные, но совершенно необходимые и актуальные. И важно то, что эта не идея для выживания, а ориентир для развития, план реальных действий. Для того, чтобы не отстать от мирового цивилизационного броска или рывка в будущее, которые ожидаются в ближайшие десятилетия в мире, по мнению многих исследователей, не только футурологов, но и тех, кто формирует современный технологический, глобализированный, медийный, медиатизированный мир. Для этого есть и ресурсы, и лидеры, способные повести массы, и главное – человеческий капитал.

 

— Какой ты видишь роль я бы сказал культурного проекта – Арктического центра эпоса и искусств?

 

— В проекте очень много заложено перспектив для культурного роста и развития. Есть в нем и ожидания: от созидателей — деятелей культуры и искусства до потребителей или вернее, той креативной, мыслящей и нацеленной на будущее аудитории. Значит, это нужно. Есть старое, как мир, выражение из советской нашей прошлой жизни — «локомотив развития». Так и есть, Арктический центр – это локомотив развития. Возможно, молодым поколениям и не знакомо это слово, но это очень точно и емко. Это локомотив развития культуры и искусств, в том числе, наук о культуре и эпосе.

Для справки

Сидоров Олег Гаврильевич родился в с.Амга Амгинского района. Окончил Амгинскую среднюю школу им. В.Г.Короленко, историко-филологический факультет Якутского государственного университета. Работал в СМИ — от районки до республиканских, также в органах управления, а с 2010 года в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова. C сентября 2012 г. – заведующий кафедрой журналистики филологического факультета СВФУ.

Член Союза журналистов России. На XII и XIII съездах Союза журналистов Якутии избирался Председателем СЖЯ. В 2015 г. избран Председателем Ассоциации «Писатели Якутии». С 1991 года по настоящее время является главным редактором историко-географического и культурологического журнала “Илин”.

Автор книг «Россия-Якутия: Вчерашнее завтра» (1999), «От Алексея Кулаковского до Николая Лугинова. Штрихи к портрету якутской культуры» (2009, 2011 – 2-е изд-е), «Михаил Николаев. Восхождение. Ступени мужества» (2012), “20 лет спустя. Штрихи к портрету эпохи” (2012).

В серии ЖЗЛ издательства “Молодая гвардия” опубликованы книги «Платон Ойунский» (2016), «Максим Аммосов» (2017), в серии «ЖЗЛ: биография продолжается» — «Михаил Николаев» (2017).

Пишет рассказы, притчи, автор художественных книг: «Дерево Тыгына», «Царь Тыгын. Тайна северного царя». Рассказы, притчи публиковались в журналах «Полярная звезда» (Якутск), «Звезда» (Санкт-Петербург), «Чешская звезда» (Чехия), переводились на болгарский (газета «Словото днес»), азербайджанский языки (газета «Литературный Азербайджан», литературный журнал «Азербайджан»).

С 23 декабря 2012 года по 29 января 2013 года прошла выставка его фоторабот “История. Символы пути” в Национальном художественном музее Республики Саха.

Кандидат филологических наук, доцент. Академик Академии духовности Республики Саха (Якутия). Заслуженный работник культуры РС(Я), отличник печати РС(Я), отмечен разными ведомственными и общественными наградами. Лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. Платона Ойунского. Почетный гражданин с.Амга и Амгинского улуса Якутии.

Источник: Yktinform.ru