Антон Долин: «Царь-птица» вполне может считаться квинтэссенцией «якутской волны»
Гран-при юбилейного ММКФ достался фильму о священной птице в Якутии
В столичном Театре мюзикла прошла церемония вручения наград победителям 40-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ), Гран-при достался якутскому фильму «Царь-птица», передает ТАСС.
Решение присудить награду «Золотой Святой Георгий» этому фильму, режиссером которого является Эдуард Новиков, принимало жюри во главе с итальянским продюсером Паоло Дель Брокко. Действие картины происходит в Якутии в 1930-е годы. Главные герои — пожилые супруги. К ним в дом прилетел орел, который считается в этих краях священной птицей.
(Подробнее на РБК: www.rbc.ru.)
«Ню» Ян Гэ и «Царь-птица» Новикова: взгляд на Россию со стороны
Два неожиданных конкурсных фильма ММКФ от режиссеров из Якутии и Китая
(Meduza 21:37, 24 апреля 2018)
На Московском международном кинофестивале показали два российских фильма, участвующие в конкурсной программе: «Царь-птица» якутского режиссера Эдуарда Новикова и «Ню» актрисы, певицы и режиссера родом из Китая Ян Гэ. Кинокритик Антон Долин посмотрел обе картины и считает, что эти фильмы выгодно выделяются на фоне всего российского фестивального кино последних лет — прежде всего, тем, что не пытаются вписаться в европейский или американский контекст, а берут все самое лучшее от своих азиатских корней.
Антон Долин: «…В этом году как минимум два участника от России — совсем неожиданные. Картина «Царь-птица» Эдуарда Новикова приехала из Якутии, где давно существует самобытный кинематограф, со своими звездами, традициями, языком, культурой, аудиторией. Исполнитель главной роли Степан Петров, вышедший на сцену кинотеатра «Октябрь» в национальном костюме, трогательно назвал картину «российско-якутской», будто это копродукция…
«Царь-птица» вполне может считаться квинтэссенцией «якутской волны» — хотя та уже чересчур разнообразна, чтобы сводить ее к одной формуле. И все же, здесь есть слияние цивилизации с природой, единство прагматизма и магии, скупость художественных средств и естественность актерского существования. Те самые качества, о которых более богатому и профессиональному российскому кино «метрополии» остается только мечтать…»
(Подробнее на meduza: meduza.io.)
Об истории создания фильма рассказал автор сценария Семен Ермолаев на своей странице в Фейсбуке:
Кто бы мог подумать, что в далеком 1994 году, в маленьком поселке Кындал - на родине писателя Василия Яковлева, где мы снимали с Элляем Ивановым фильм "Сэттээх сир", кинооператором был Эдуард Новиков - будущий режиссер фильма "Тойон кыыл" (Царь-птица). Рассказ Василия Яковлева "Со мною состарившаяся лиственница" дождался своего звездного часа, и своей экранизации, именно благодаря Эдику Новикову. Мечтал о экранизации этого рассказа и режиссер Эллэй Иванов, но мы с ним тогда хорошо понимали, что в те года час еще не пробил. Из-за отсутствия средств, все снятые с Элляем наши фильмы снимались, максимум, за неделю. Мечтал о возможной экранизации своего рассказа и сам Василий Васильевич, когда я в 1988 году в селе Ытык Куел говорил ему, что его великий рассказ должен быть обязательно экранизирован. Я говорил ему, что его рассказ кинематографичен до мозга костей, философичен, а самое главное лаконичен, не требует дорогих массовок и т.д. и т.п. Эстетика бедноты - вот что нужно было для якутского кинематографа и тогда, и сейчас. Время шло, зимой 94 года ушел из жизни Василий Васильевич и осенью 94 года, находясь в поселке Кындал, я говорил в гостях у народного мастера, создателя музея Олонхо Кима Кампеевича Колесова, о необходимости снять фильм по рассказу "Со мною состарившаяся лиственница" светлой памяти Василия Яковлева. И опять время шло, снимались фильмы, молодой Эдик Новиков поступил в Санкт Петербургский университет кино и телевидения, и окончил его с дипломным фильмом "Бог" по моей пьесе, который побеждал на нескольких кинофестивалях. Приехал в Якутск, сняли с ним несколько игровых и документальных фильмов. Игровые фильмы "Хараҥаҕа тыкпыт сырдык", "Ыыт миигин дойдубар", снятые с ним в Сахафильме, тоже были с минимальным бюджетом. Внимание и тогда, и сейчас, было всегда на стороне многомиллионных кинопроектов, и никакого шанса пробиться экранизации этого рассказа просто не было. Но Эдуард Новиков уже мечтал снять этот фильм, мы всегда говорили на эту тему. Однажды Иван Иванович Шамаев сделал в балагане Института гуманитарных исследований встречу читателей, посвященных этому рассказу и пригласил меня. Я снова рассказал о великом потрясающем кинематографическом потенциале этого рассказа и рассказал о том, что режиссер Эдуард Новиков мечтает снять об этом фильм, но что обстановка такая, что "денег нет, но вы держитесь", что ждем удобного случая, когда мы найдем хотя-бы минимум средств, чтобы начать съемки.
И, однажды, в 2015 году Эдик сказал, чтобы я написал побыстрее сценарий, и что хотя денег нет, новое руководство Сахафильма дает добро ему снять этот фильм "за счет своей зарплаты". Теперь, когда уже все позади, когда фильм произвел оглушительный фуррор на Московском кинофестивале, получив и Главный приз кинофестиваля - золотого Георгия Победоносца за лучший фильм и знаменитый приз ФИПРЕССИ, которым удостаивались только самые именитые режиссеры нашей страны Тарковский, Кончаловский и т.д., я благодарен Эдуарду за его настырность, за его веру в будущее фильма, которая позволила добраться до самых вершин кино Олимпа. В свою очередь, когда мне дали слово во время присуждения фильму премии ФИПРЕССИ, я поблагодарил своего ушедшего в мир иной старшего друга, великого писателя Василия Васильевича Яковлева за его великий рассказ, и поблагодарил Эдика и его команду за фильм, который принес не только победу в кинематографическом мире, но и позволит вернуть незаслуженно обделенного вниманием великого писателя В.В. Яковлева в пантеон великих писателей России (сказал России, а надо было - Мира) в год его 85-летия, который состоится в будущем году.