Литературная Якутия


 
09.01.2017
 
Михаил Визель

Bcё самое 2016-е

Краткие итоги года по версии портала ГодЛитературы.РФ

«Под ёлочку» все редакции, как и все коллективы и просто отдельные люди, подводят итоги случившегося и не случившегося за прошедший год. «Что неизбежно и в таком ходу, как самые обычные явленья, благоразумно ль этому, ворча, сопротивляться?» — как говорил (устами Пастернака) один из героев уходящего года, Уильям Шекспир. Мы и не будем, подобно принцу датскому, пытаться сопротивляться. И окинем 2016 год беглым мысленным взглядом.

 

I. Cобытия года

1. Нобелевская премия Бобу Дилану

Нобелевскую премию вручают каждый год вот уже свыше ста лет, и ничего нового тут нет. Но в 2016-м одна из самых уважаемых и престижных мировых культурных институций совершила подлинный прорыв, приняв в ряды своих кавалеров не просто бунтаря-контркультурщика (такое случалось и раньше), но представителя «смежной профессии» — поэта, не публикующего свои стихи в респектабельных журналах, к одобрению двух-трех сотен своих просвещенных коллег, а выкрикивающего их под гитару в микрофон перед тысячами простых слушателей зараз. Профессиональное сообщество — и литературное, и музыкальное — встретило нобелиатство Дилана крайне неоднозначно. Одни (как автор этих строк) бурно радовались, другие столь же бурно возмущались. Но равнодушного «Ну да, хорошо, поздравляю… а кто это?» точно не было.

2. Книжный фестиваль «Красная площадь»

А здесь важность и новизна события как раз противоположного свойства, чем у Нобелевской премии. После успеха (несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия) фестиваля «Книги России на Красной площади» в 2015 году в рамках Года литературы (и, конечно, при активном участии портала ГодЛитературы.РФ) его на самом высоком уровне было решено сделать ежегодным — и в 2016 году это решение оказалось с успехом реализовано. Июньская погода опять не пошла навстречу любителям книжности (а скорее, можно сказать, убежала от них в противоположную сторону) — но понимание, что отныне каждый год по Красной площади будут не только катиться военная техника и строем проходить демонстранты, но и привольно шаркать ногами и даже валяться на пуфиках читатели и писатели, очень дорогого стоит.

3. Онлайновые чтения Фёклы Толстой

«Война и мир» 8—11 декабря 2015 года. «Мастер и Маргарита» 11—12 декабря 2016 года. Прошедшие при техническом содействии компании Google и, во втором случае, «Мосфильма» масштабные проекты показали: успех дебютных «чтений», «Анны Карениной», был не случаен. Как справедливо заметил еще один представитель знаменитого семейства, советник президента по культуре Владимир Ильич Толстой, «на наших глазах рождается традиция, которой пока трудно найти название». ГодЛитературы.РФ надеется в самое ближайшее время тоже внести свою лепту в рождение этой традиции — но об этом мы сообщим в надлежащий момент в 2017 году.

4. Выход на русском языке «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары

Речь идет не о «книге года». А именно о «событии года». Выход любопытного, новаторского, но явно небесспорного и предназначенного не для всех романа современного американского писателя довольно странно сравнивать с Нобелевской премией Дилану, но приходится. Потому что этот отрадный, но рядовой факт (за которым, необходимо напомнить, лежит, как всегда, кропотливая работа переводчиков, редакторов и проч.) вызвал беспрецедентный ажиотаж в профессиональных гонорарных СМИ. А в социальных сетях породил дивный неологизм «янагихарабесие» и, что удивительнее всего, кокетливый эвфемизм «книга-о-которой-нельзя-говорить».

Глупо подозревать везде и во всем какую-то хитроумно запланированную пиар-кампанию, но на практике получилась именно она. Причем, что поучительно, получилась не с первого раза: несколькими месяцами ранее бескорыстные энтузиасты так же пытались объявить «главной книгой года» вышедший в том же издательстве новый роман Франзена — но «не взлетел».

А здесь — «взлетел». С юных гуманитариев, особливо девического звания, кормящихся с руки своих «трендсеттеров», спрос невелик, а остальным хочется напомнить притчу Честертона «Лиловый парик», в которой некий аристократ ходит в нахлобученном на уши нелепом парике, потому что под ним скрываются острые уши — примета родового проклятья. Когда же парик удается сорвать, выясняется, что уши у его обладателя самые обыкновенные — потому что он просто стряпчий, крючкотворством «отжавший» древний титул.

— Что это значит? Этому человеку нечего было прятать. У него точно такие же уши, как и у всех.

— Да, — сказал отец Браун, — вот это ему и приходилось прятать.

5. «Британское нашествие» на «Нон/Фикшн»

А вот британцам прятать было нечего. Целая делегация первоклассных и, главное, известных в России британских писателей оказалась не просто «гвоздем» традиционной зимней книжной ярмарки, но вывела ее, благодаря целой серии прекрасно придуманных и продуманных круглых столов, семинаров, публичных дискуссий, на новый уровень — задав планку, к которой прочим Институтам культуры долго теперь придется тянуться. Причем эта программа оказалась закономерным финалом целой серии необычных и остроумных событий, задуманных и осуществленных Британским советом, несмотря на множество привходящих обстоятельств, в ходе Перекрестного года культуры России и Великобритании (whatever it means, как сказали бы они). Достаточно назвать прошедший «на ура» визит сэра Иэна Маккеллена, шекспировские туры «чемпионата по чтению» «Открой рот» и протянувшийся до Красноярска литературный вояж «ТрансЛит» — в котором, напомню, у «Года литературы» был свой «специальный писатель» — Алиса Ганиева. Русская англомания по-прежнему прекрасно себя чувствует — таков один из итогов 2016 года.

 

II. Потери года

В уходящем году, как, впрочем, и в любом другом, произошло немало печальных и трагических событий. Но в области именно литературной необходимо почтить память двух ушедших в этом году людей:

Оба эти писателя, создателя собственных художественных систем, не нуждаются в долгих представлениях. И это главное, что нужно о них сказать. Впрочем, стоит добавить, что оба они скончались, дожив до почтенных лет, но так и не получив Нобелевскую премию. Что еще раз говорит нам о неоднозначности этой институции.

В контексте Нобелевский премии невозможно также обойти молчанием уход Леонарда Коэна (21 сентября 1934 — 7 ноября 2016). Многие почитатели его проникновенных философских баллад были убеждены, что если уж вручать Нобелевскую премию Дилану, то на пару с Коэном. Но, как и в случае с Искандером, награда или ее отсутствие ничего не меняет.

 

III. Книга года/Открытие года

Приходится признать, что 2016 год оказался скуп на открытия. 2013 год в одночасье вывел в литературные звезды, «русские Умберто Эко» академического филолога-медиевиста Евгения Водолазкина; 2015-й прославил начинающую сценаристку Гузель Яхину и совсем уж экзотического автора, аргентинского старообрядца Данилу Зайцева. А триумфаторами главных литературных премий 2016 года за художественную литературу оказались литераторы, уже хорошо читающей публике известные и, более того, неоднократно премированные. Вероятно, открытия новых имен — это «прерогатива» нечетных годов. Будем надеяться, что 2017 год не подведет. И принесет нам новых неизвестных авторов или (будем реалистами) выведет на новый уровень авторов, известных до сей поры лишь профессионалам.

А в качестве «книги года» хочется указать толстый том «Поэзия. Учебник», выпущенный весной издательством ОГИ и к «Нон/Фикшну» успевший выйти вторыми изданием — поразительный факт для 700-страничной книги на такую тему! Что, впрочем, не столь удивительно, если принять во внимание новизну подхода (поэзия — не часть литературы, как химия — не часть физики) и исключительную внятность изложения самых тонких материй.

Фото с сайта www.oiltec-solutions.com