Литературная Якутия


 
22.06.2016
 

Текст выступления Главы Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова на встрече с российскими писателями, участниками выездного заседания Союза писателей России в г. Якутске
(21 июня 2015 г.)

Уважаемый Валерий Николаевич! Уважаемые участники выездного заседания секретариата Союза писателей России!

 

Так вышло, что якутская земля сыграла определенную роль в судьбах и творчестве русских писателей, мыслителей, ученых. Еще Михаил Васильевич Ломоносов в одной из своих од писал о Якутии: «Там Лена чистой быстриной, как Нил, народы наполняет…». В дальнейшем здесь, «в стране изгнания» или, как ещё говорили, «тюрьме без решёток», отбывали наказание декабристы. Кондратий Рылеев написал о Якутии свою знаменитую поэму «Войнаровский». В Вилюйском остроге десять с лишним лет находился выдающийся философ, революционер-демократ Николай Григорьевич Чернышевский. В Амге жил ссыльный Виссарион Галактионович Короленко. По Якутии путешествовал Иван Гончаров. Здесь бывал никому еще неизвестный Иосиф Бродский…

Вряд ли я буду прав, если скажу, что наш суровый северный край притягивает к себе творческих людей. В прежние времена многие, как правило, оказывались здесь не от хорошей жизни, а порой и не по своей воле. Но то, что Якутия даёт творческим людям сильные впечатления, заряжает их особыми эмоциями, вдохновляет и наводит на большие серьезные размышления – не вызывает сомнений. Потому что здесь и дышится по-особому, гостей всегда поражает наша девственная природа, необъятные просторы, многовековая культура коренных народов Севера, наши своеобразные и по-своему уникальные духовные традиции.

Якутия – единственная национальная республика в Дальневосточном регионе, однако здесь в мире и согласии проживают представители 139 народов и этносов. Жители Якутии обладают особым северным менталитетом, на формирование которого повлиял экстремальный климат. Наши люди не очень ярко выражают свои чувства, но если любят, то всем сердцем. Они всегда помогут ближнему, никого не оставят наедине с бедой. Такова нравственная основа жизни на Севере.

В то же время мы не отделены забором от остального мира, глобальные процессы всецело отражаются и на якутянах, на их сознании и поведении. И в этом есть реальные опасности, грозящие подрывом исконных устоев, не идущие на благо развития гражданственности, патриотизма, толерантности, общей культуры.

 

Уважаемые друзья!

Ровно двадцать лет назад в Якутии состоялся III выездной пленум Союза писателей России, посвященный теме единства и многообразия литературы народов России. Среди участников того пленума были многие знаменитые писатели, поэты. Некоторые из них, такие как Пётр Проскурин, Валентин Распутин, Савва Тарасов и другие, к сожалению, не дожили до наших дней. Но среди сегодняшних наших гостей есть немало тех, кто участвовал в пленуме и хорошо помнит, о чем шла речь на том мероприятии. Это и Валерий Николаевич Ганичев, и Вадим Валерьевич Дементьев, и Бронтой Янгович Бедю̀ров, и Николай Алексеевич Лугинов и другие товарищи.

Ознакомившись с материалами выездного пленума 1995 года, я убедился в том, что писателей, встретившихся тогда в Якутске, очень волновали проблемы будущего страны, едва пережившей крушение Советского Союза, распад прежних хозяйственных, а часто и культурных связей.

Это был пик так называемой «суверенизации», это было время кровавых событий в Чечне, это был период, когда все мы ощущали чувство безвозвратной утраты своего прошлого, настороженно смотрели в завтрашний день, но верили и надеялись на лучшее. Сквозь призму литературы разговор шел о том, какой должна быть обновленная Россия, стоявшая на пороге нового XXI века. Хотя никто не знал, по какой дороге мы идём, и что ждёт нас впереди.

И вот прошло двадцать лет. И сегодня мы уже понимаем, что многое, если не всё, чего мы добились и к чему пришли за эти годы, делалось практически на ощупь. Все эти двадцать лет, по сути, были для России кризисными. Никто не знал точных рецептов, как правильно и быстро выстроить рыночные отношения на руинах советского государства. И поэтому вполне естественно, что решения, которые принимались федеральными и региональными органами власти, в том числи и в Якутии, далеко не всегда оказывались оптимальными и единственно верными. Но по-другому, наверное, было нельзя. Мы вынуждены были идти методом проб и ошибок. Только сама жизнь, окружающие нас реалии подтверждали или опровергали правильность наших действий.

Мы и сегодня объективно не можем стремительно трансформировать образ мышления людей, адекватно использовать новые тенденции и возможности. Где-то государство находит правильные механизмы регулирования, способствующие пониманию обществом тех или иных явлений, а где-то мы снова не успеваем, запаздываем.

Как наиболее яркий пример, можно привести хаос, который царит сейчас в сети Интернет, где абсолютно любой человек, сделав несколько нехитрых манипуляций, не вступая ни в какие творческие союзы, превращается в писателя и начинает формулировать некие мысли и умозаключения, которые далеко не всегда становятся полезными для общества. Однако и само наше общество, видимо, пока не созрело для того чтобы единодушно признать, насколько опасной может быть подобная информационная вседозволенность. Уверен, что рано или поздно, порядок в этой области будет наведен. Жизнь сама расставит всё по местам. Но упущенное время, опять же, никто уже не вернет, никто не возместит нам ущерб от негативного воздействия сегодняшнего бардака в информационной среде.

Другой пример. С первых дней своей работы по посту главы республики я веду последовательную политику противодействия пьянству и алкоголизму. В рамках имеющихся у нас региональных полномочий введены ограничительные меры по времени и местам продажи спиртных напитков, приняты соответствующие нормативные акты, законы. Многие граждане одобряют такую политику, но часть общества возражает, ссылаясь на сомнительные аргументы: вы душите предпринимателей, вы лишаете нас свободы выбора. Но разве человеческие жизни, которые забирает алкоголь, и покалеченные судьбы тысяч и миллионов людей не стоят того, чтобы официально признать спиртное наркотическим средством? Однако наше общество и наше государство пока не созрели для этого. И это справедливо. Потому что психология поколений не меняется в одночасье, на это нужны десятилетия. Но сложнее всего всегда сделать самые первые шаги к этим переменам.

Ещё один показательный пример. В адрес руководства республики сегодня сыплются упреки за то, что мы тратим якобы огромные деньги на празднование национального якутского праздника – Ысыаха, бесспорно, составляющего духовную основу народа саха.

На пленуме Союза писателей в Якутске двадцатилетней давности наш земляк, сибиряк Валентин Григорьевич Распутин с горьким сожалением рассказывал о том, как путешествующий по Байкалу американский композитор по фамилии Уинтер, оказавшись на острове Ольхон, исконно бурятской земле, захотел послушать и записать бурятские песни и танцы. «Вечером мы собрали местную молодежь возле Шаман-камня, ольхонской святыни, – рассказывал тогда Валентин Григорьевич. – Но произошло неожиданное даже для меня: ни песен, ни танцев своих молодые буряты не знали, а многие из них не знали и родного языка. И тогда я испытал стыд пополам с ужасом», – вспоминал Распутин.

Так вот на якутской земле, уважаемые коллеги, к счастью, пока ещё звучат якутские песни, молодые ребята и девушки с удовольствием танцуют осуохай, а национальный эпос Олонхо признан шедевром нематериального наследия всего человечества. И вчера вы всё это сами чувствовали, видели, слышали на нашем национальном празднике.

У меня были хорошие учителя – народный писатель Якутии В.С.Яковлев-Далан, который был моим классным руководителем; духовный лидер якутского народа Д.К.Сивцев – Суорун Омоллоон, с которым мы много общались в последние годы его жизни; выдающийся философ и мыслитель А.Е.Кулаковский, произведения которого являются для меня путеводными. Все эти люди справедливо говорили, что культура и духовность гораздо важнее всего остального. Ибо только культурный и уважающий своих предков человек способен двигаться вперед. И если народ сохраняет свою культуру и многовековые традиции, то он обязательно придёт к позитивным результатам и в экономике, и в социально-общественном развитии. И, стоя сейчас перед вами, видными представителями российской интеллигенции, я заявляю, что буду и дальше делать всё от меня зависящее, чтобы в пропаганду культурных, исторических и духовных ценностей вкладывался максимум возможных ресурсов – и финансовых, и организационных, и человеческих.

Потому что от того, насколько ответственно и внимательно мы будем относиться к своей истории, языкам, музыке, литературе непосредственно зависит нравственное здоровье людей, которое важнее физического, поскольку определяет мировоззрение, а в конце концов и качество нашей жизни.

Сильное государство сильно прежде всего единством и сплоченностью, а консолидировать людей могут только общие радости, общие моральные и эстетические ценности, общая память о своих корнях. И поэтому сильное государство, заботящееся о своем народе, не просто должно, а обязано, выражаясь современным языком, вкладывать инвестиции в культуру.

 

Уважаемые участники выездного заседания!

Буквально две недели назад, 5 июня, у нас состоялось историческое, с моей точки зрения, событие. Было проведено учредительное собрание ассоциации «Писатели Якутии», которая призвана стать площадкой, объединяющей все существующие писательские альянсы нашей республики, в том числе будущие, возможно, даже ещё не появившиеся.

Такое решение вызревало не один год, литераторы нашей республики шли к нему очень долго. Но всё же пришли, потому что поняли: этого хочет не власть, этого хочет сам народ.

Да, творческие люди многие вещи порой воспринимают близко к сердцу. И поэтому они особенно остро нуждаются в признании своих заслуг, в грамотной и всесторонней поддержке со стороны государства.

И в Республике Саха (Якутия) такая политика выдерживается. Мы поддерживаем все виды искусства: театральное, изобразительное, кинематографическое, эстрадно-цирковое, музыкальное. У нас много театров, музеев, выставочных залов, не так давно создан Государственный симфонический оркестр РС(Я), настоящей жемчужиной Якутии является Высшая школа музыки.

Но литература – это, безусловно, фундамент всей национальной культуры. И, как мне думается, именно вследствие недостаточно эффективного развития прежде всего современной литературы как в нашей республике, так и по всей стране, мы пока не можем в полной мере справиться с новыми, порожденными рыночной эпохой, бедами нашего общества – разобщенностью, равнодушием, цинизмом, отсутствием мотивации к проявлению инициативы, неверием в справедливость, в возможность самостоятельно добиваться успеха.

С другой стороны, государству, как я уже говорил, сложно менять сознание народа. Слишком уж огромная пропасть образовалась между обществом и властью в начале 90-х годов. И поэтому – в этом я глубоко убеждён – решение перечисленных выше проблем нашего общества в немалой степени зависит от интеллигенции, а в первую очередь от вас – литераторов, писателей, публицистов.

Но как раз в этом плане мы испытываем сегодня голод, мы ощущаем дефицит писателей, тех самых «инженеров человеческих душ» с твердой гражданской позицией, с неизменными гуманистическими принципами, умеющих жертвовать, сострадать, отдавать себя. Созидать что-либо не в угоду собственным амбициям и материальному положению, а в интересах более масштабных.

Почему так происходит? Почему писатели перестали быть подлинными властителями дум?

Считаю, что главная причина скрывается как раз в том, что наши творческие люди не всегда направляют свою энергию в правильное русло. Очень верно в свое время высказался народный писатель Якутии, видный общественный деятель Софрон Данилов. Он говорил следующее: «Работники литературы, искусства и науки должны пробуждать глубинные потенциальные возможности народа, концентрировать их на борьбу за прекрасное будущее нации, на объединение всех сил. Ради этого нужно отбросить прочь мелкие дрязги, не допускать расколов, завистничества».

Кроме того, многие современные авторы изначально нацеливаются на коммерческий успех своего труда, а это ошибочная дорога.

В документе, названном «Основами государственной культурной политики России», культура справедливо определяется как «значимый ресурс социально-экономического развития». Конечно, государство не может и не должно руководить творческими людьми, это мы уже проходили. Но оно должно создавать условия для их работы, формировать соответствующие административные и финансовые механизмы стимулирования деятельности нашей интеллектуальной элиты.

В то же время сами писатели должны чувствовать, улавливать так называемый социальный заказ. Входить в такие темы, которые волнуют общество. Повторю еще раз: нынешней литературе не хватает гражданственности в самом лучшем смысле этого слова.

Но я верю, что вместе с вами мы вернем нашей литературе былую яркость, а наши писатели вновь станут выразителями чаяний и надежд народа, повышая свой статус в обществе не только за счет государственной поддержки, но прежде всего путем собственной гражданской и творческой активности.

 

Уважаемый Валерий Николаевич!

Уважаемые коллеги!

 

Я постарался быть с вами предельно откровенным. Ведь и сама литература должна быть честной, её достоинства не в сладких речах и дорогих переплётах, а в способности видеть реальные горести и радости нашей жизни, вскрывать её вечные противоречия, давать людям пищу для размышлений.

И, конечно, такие мероприятия, как выездное заседание секретариата Союза писателей России в Якутии, дают много, позволяют выявить проблемы, выслушать разные мнения, сверить планы дальнейшей работы.

Писателям категорически противопоказано вариться в собственном соку, вам необходимо больше ездить, сотрудничать с общественностью, разговаривать с простыми людьми.

Что касается основной темы сегодняшнего заседания… Россия сильна своими регионами. Точно так же и вся российская литература, я убеждён, должна обогащаться за счет национальных литератур. А для этого любой национальной литературе, по-моему, нельзя замыкаться внутри узких рамок, она должна быть всепроникающей. Вспомните знаменитого писателя ХХ века Чингиза Айтматова. Он был сыном киргизского народа, но его признавали и почитали всюду, так как его произведения изобиловали философскими и социальными проблемами, которые близки и понятны всем.

«Смысл культурного наследия, - писал Айтматов, - заключается в том, что национальное достояние того или иного народа надо щедро распространять, раздавать другим и тем самым способствовать процессу духовного взаимовлияния. Это тот случай, когда раздающий не теряет, а приобретает, воздающий не скудеет, а обогащается», - говорил Чингиз Торекулович.

В заключение я хотел бы поблагодарить современных российских писателей, внесших весомый вклад в развитие литературы Якутии, а значит и в развитие нашей республики в целом. Позвольте выразить слова глубокой признательности Вадиму Валерьевичу Дементьеву и Николаю Михайловичу Коняеву, замечательным исследователям жизни и творчества А.Е.Кулаковского – Ексекюляха. Также я от души благодарю талантливых переводчиков многих якутских поэтов Анатолия Михайловича Парпару и Сергея Николаевича Гловюка̀, издателя антологии якутской поэзии.

И, конечно, отдельно я выражаю сердечную признательность Валерию Николаевичу Ганичеву, на протяжении долгих лет поддерживающему творческие связи с Якутией, сделавшему очень много для нашего края.

Спасибо всем, кто приехал к нам, кто проявляет неравнодушие к проблеме развития национальных литератур. Верю, что такой взаимообмен, творческое общение станут постоянной практикой и не ограничатся только Годом литературы.

 

Благодарю за внимание.

Источник: Егор Борисов