Мария Рахлеева:
Страницы моей жизни
Не буду оригинальна, если скажу, что у каждого человека в определенном возрасте бывают моменты, когда начинаешь просматривать страницы своей жизни и думать – что сделано, что упущено и что предстоит. Обычно люди воспринимают меня только как художника, между тем каждодневные заботы и мысли мои обращены к работе со студентами. Педагогическая деятельность для меня не только способ зарабатывать на жизнь, как думают многие, но и смысл жизни. Поэтому хочу сегодня вспомнить свои годы учебы, своих дорогих сердцу педагогов и своих студентов, которых стараюсь направить на тернистый путь искусства.
Родилась я после войны в с. Крест-Хальджай Таттинского, ныне Томпонского улуса. Мой отец, Рахлеев Афанасий Дмитриевич, во время войны работал на лесоповале под Иркутском, откуда он вернулся совсем больным и прожил недолго. В 4 года я осталась без отца. Мама, Баланова Мария Прокопьевна после смерти нашего отца осталась с тремя детьми на руках, тяжело заболела, уехала в Якутск на лечение, затянувшееся на многие годы. До 13 лет я воспитывалась в детских домах Якутска. Воспитательницы были врожденными педагогами, хотя не имели специального образования. Они относились к нам, как к своим детям. Любовь к своим воспитанникам – первое правило педагога, которое ощущаешь сердцем и душой. После выздоровления мамы я обрела родную семью, закончила школу в Сайсарах и по совету своей учительницы Евстолии Николаевны Прокопенко, поступила в Якутское художественное училище. Специальные дисциплины вел Афанасий Петрович Мунхалов, только что окончивший Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. В годы учебы он настраивал меня на мысль продолжать учебу в институте. Поэтому после окончания училища я поступила в Московский художественный институт имени Сурикова, который в свое время закончили наши знаменитые художники Элляй Сивцев, Афанасий Осипов, Михаил Лукин, Лаврентий Неофитов и Афанасий Мунхалов. В институте я училась в мастерской выдающегося советского графика, профессора Евгения Адольфовича Кибрика и его ассистента Н. Л. Воронкова, ныне академика Российской Академии художеств. В институте я впервые начала по-настоящему понимать ценность творческого образного мышления автора, пусть даже студента, интересное композиционное решение.
У Евгения Адольфовича была мастерская на Масловке, куда он приглашал всю нашу группу - студентов IV-V курсов. За чаем шли разговоры об искусстве, о художниках и об их роли в искусстве. Профессор показывал свои картины, рассказывал о своем учителе Филонове. Под его руководством я сделала дипломную серию “Родной край” в технике литографии, которая оказалась настолько успешной, что экспонировалась на многих выставках высокого уровня. Я очень благодарна Евгению Адольфовичу за его понимание и доверие, за уроки жизни и искусства.
После окончания института уже мне самой предстояло учить искусству будущих художников в Якутском художественном училище и одновременно окунулась в творческую атмосферу Союза художников. Много ездила в творческие командировки, главным образом, по Якутии. Неоднократно бывала в Домах творчества Союзов художников СССР и РСФСР, работала в творческих группах на Сенеже, на "Челюскинской даче" под Москвой. Это были большие группы в 30-40 человек из разных городов республик, иногда из-за рубежа. Чаще всего туда приезжали известные художники, обменивались опытом, дружески общались. На одном из этих заездов на "Челюскинской даче" я познакомилась с моим будущим мужем, уже тогда известным московским художником-графиком Виталием Петровым. Это событие изменило мою жизнь. Я переехала жить в Москву, где родились дочери Вера и Полина. В 1989 году Виталия назначили руководителем только что открытых в Красноярске творческих мастерских Академии художеств отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока, затем избрали ректором Красноярского государственного художественного института. С семьей мы переехали в Красноярск и я стала работать в институте на кафедре графики в качестве преподавателя, затем доцента. По инициативе Виталия Натановича в Якутске открыли Филиал Красноярского художественного института. После неожиданной смерти мужа я с дочерьми вернулась в Москву, затем получила приглашение в Якутский филиал Красноярского института. В 2000 г. при только что организованном Арктическом государственном институте культуры и искусств открылся факультет изобразительных искусств на основе Филиала Красноярского художественного института, где и работаю до сих пор. Таким образом, в моей жизни творческая деятельность тесно переплетается с педагогической, которая длится почти 44 года. И сегодня мой день занят мыслями о студентах и даже о выпускниках, которые вышли на самостоятельную дорогу. Этой осенью, 5 октября, выпускники 2017 года организовали выставку графических работ в галерее Ургел и посвятили ее Дню Учителя. Выставке дали название «Горизонт» уверенные, в том что творить будут дальше, всматриваясь в горизонты будущего. Мне очень приятно было слышать их планы жизни и их творческие проекты. Надеюсь, что скоро на выставках мы услышим имена Саргыланы Черепановой, которая уже сейчас в Инстаграме размещает свои новые оригинальные работы; Анны Ивановой, постоянно ищущей интересные композиции, в том числе в технике пастели; Марии Мищенко, хорошей рисовальщицы, овладевшей техникой ксилографии. Некоторые выпускники планируют продолжить обучение за границей. Айыына Алексеева осваивает технику японской гравюры в Токио, Луна Амеркель продолжает учебу в Индии. Мыслями уношусь в прошлое, как шесть лет назад пришли из разных улусов дети после школы, не имеющие никакой профессиональной подготовки, но горящие желанием стать художниками. Лишь единицы из них имели начальную подготовку в художественных школах или в училищах. Большинство карандаш не умели держать в руках. В институте они получили серьезные знания, научились работать в разнообразной графической технике – линогравюре, ксилографии, торцовой гравюре, офорту, литографии. Каждое лето я вожу третьекурсников в Москву на творческую практику по технике литографии. Они работают в печатной мастерской «ЛИТО» на Масловке в центре Москвы около метро «Динамо» вместе с московскими художниками, в свободное время посещают музеи, выставки. Все это дает им огромный творческий толчок и желание глубже изучать профессиональное мастерство художника.
Я привела только на одном примере выставки выпускников кафедры графики АГИКИ результат шестилетней работы с одной группой. А сколько их было в моей памяти – трудно перечислить. Некоторые из них стали уже известными художниками, членами Союза художников России. Мне это доставляет радость как результат труда не менее ценного, чем моя собственная творческая работа, которая многим кажется единственной целью моей жизни. Воспитать художника, особенно если это твои собственные дети – ни с чем не сравнимое счастье. Моя старшая дочь Вера добилась больших успехов в творчестве. Она также окончила АГИКИ, получила Первое место конкурсе Международной молодежной выставки «Биеннале» в Якутске. Она – член Союза художников России и Московского Объединения художников, участница нескольких международных выставок. В уходящем 2017 г. в Москве прошли две ее персональные выставки. В апреле в Центральном доме архитекторов прошла выставка под названием «Криозона»; в октябре в рамках Московского Международного Биеннале современного искусства была организована ее персональная выставка «Квантовый лес» на одной из площадок Третьяковской галереи. Выставке дали высокую оценку московские специалисты и Веру пригласили участвовать в следующем году в престижной выставке в музее современного искусства. Стиль живописи и графики у Веры современный, материалы использует нестандартные, хотя она получила академическое образование. Ошибаются те, кто думает стать сразу современным модным художником, не имея академического образования. Ни Малевич, ни Пикассо не стали бы основоположниками супрематизма и кубизма, не имея профессионального академического образования. Моя младшая дочь Полина окончила Московский Институт Современного Искусства. Она является дизайнером широкого профиля, прекрасно владеет искусством промграфики, оформила несколько книг с яркими иллюстрациями, У Полины рисунок живой, у нее каждый штрих и линия на редкость выразительны. Она разработала интересный проект для бутика ювелирной компании «Якутия /Yakutia», отличающийся хорошим вкусом. Я радуюсь успехам дочерей, ставших хорошими художниками. Их отец, Виталий Натанович Петров-Камчатский был бы доволенн ими – он тоже был не только известным художником-графиком, но и талантливым педагогом.
профессор Арктического государственного
института культуры и искусств