Литературная Якутия


 
 

Серафим Романович Кулачиков
(Эллэй)

Серафим Романович Кулачиков (псевдоним Эллэй; 29 ноября 1904, Амгинский наслег, Таттинский улус, Якутская область — 14 декабря 1976, Якутск) — якутский советский поэт, переводчик. Народный поэт Якутии.

Биография

Народный поэт Якутии, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, участник Великой Отечественной войны Серафим Романович Кулачиков родился в Амгинском наслеге Таттинского улуса 29 ноября 1904 г.

В 1920–1921 гг. работал секретарем волостного и наслежного ревкомов/

В 1924 г. окончил Якутский педтехникум и работал там преподавателем.

В 1928 г. окончил Московский государственный институт журналистики.

После окончания института работал в редакциях газет “Хотугу ыччат”, “Автономная Якутия”, “Кыым”, “Социалистическая Якутия”, журналов “Чолбон”, “Кыhыл ыллык”, “Хотугу сулус” и “Полярная звезда”.

В 1936–1939 гг. заведовал отделом фольклора Института языка, литературы и истории.

В 1939–1942 гг. и в 1946–1948 гг. был председателем Правления Союза писателей Якутии.

В 1942–1944 гг. — участник боевых действий в период Великой Отечественной войны, в 1944 году был демобилизован после тяжёлого ранения.

С 1946 года — член КПСС.

В 1955 году стал депутатом Верховного Совета ЯАССР.

В 1964 году ему присвоено звание народного поэта Якутской АССР.

С.Р.Кулачиков-Эллэй избирался членом Якутского обкома КПСС, делегатом Всесоюзных и Всероссийских съездов писателей, членом Правления Союза писателей СССР.

Умер 14 декабря 1976 г. Похоронен в Якутске на Маганской горе.

Творчество

Эллэй с самого начала творческого пути проявил себя как поэт-романтик. Начал он печататься в 1924 г., и первое же его стихотворение — перевод песни “Молодая гвардия” — получило широкую известность. В 1929 г. вышел первый сборник Эллэя “В дни цветущей молодости”, в который, наряду с агитационными стихами декларативного характера, вошли стихи национально-самобытные как по форме, так и по содержанию. Уже с этой книги поэт заявил о себе как о мастере стиха. Его произведения отличались разнообразием тематики, новизной ритмики и рифмы, романтическим пафосом. От них веяло боевым задором молодости, ее максимализмом и окрыленностью.

На рубеже 1930-х годов одной из центральных тем в поэзии Эллэя становится тема гражданской войны, стихотворения “Под дулом ружья” (1925), “В кольце трех штыков” (1929) и знаменитая поэма “В годы бури и пуль” (1930) — “вдохновенный гимн якутскому комсомолу” — вошли в золотой фонд якутской литературы, стали ее классикой.

Творчество Эллэя достигает наибольшего расцвета в период 1930–1940-х годов, когда один за другим появились пять сборников поэта: “Саҥа ырыалар” (“Новые песни”, 1932), “Аҕал социализмы” (“Даешь социализм”, 1934), “Дьоллоох олох” (“Счастливая жизнь”, 1938), “Сырдык уобарастар” (“Светлые образы”, 1939), “Айан уоттара” (“Путевые огни”, 1941). Лирика поэта была естественным выражением его патриотических и гражданских чувств. “Он воспевал крутую ломку вековых устоев жизни, ударный труд во благо народа, тягу к культуре и образованию вчерашних батраков и тем самым выразил пафос эпохи социального обновления” (А. Бурцев). Произведения этих лет отличаются многообразием жанров: это и жанры публицистической и гражданской поэзии, лирические песни и стихи, сатирические фельетоны, сонет, баллада, поэмы. Хрестоматийным стало его стихотворение “Чаша-кытыя”, в которой проявились лучшие качества поэзии Элляя — медитативность и суггестивность, соответствие интонационно-ритмической структуры содержанию произведения, мастерство поэтического слова, метафоричность образов и др.

Эллэй сочетал в своем творчестве лирику и эпику. Крупным достижением литературы 30–40-х годов стали его поэмы: “В годы бури и пуль”, “Арастаал” (1939). Творческой удачей явились также исторические поэмы “Счастье якута” (1947), “Прометей” (1949), посвященная Н. Г. Чернышевскому, который в 1871–1873 гг. находился в ссылке в городе Вилюйске, содержавшие ряд новаторских черт, таких, как философско-публицистический характер, наличие лирических отступлений и “песен”, расширение возможностей лирического героя, историзм мышления и др.

Особое место в творчестве Эллэя принадлежит поэме “Чурумчуку” (1937), созданной на основе сказки. Она получила высокую оценку на II Всесоюзном съезде писателей и стала образцом творческой обработки фольклорного материала в якутской литературе. По ее мотивам был создан национальный балет, написана симфоническая сказка.

Высокой идейной и художественной силы достигает творчество поэта в годы войны в его сборниках “На защиту солнечной страны” (1943) и “Радость” (1946), где он прославляет подвиги героев, нелегкий труд медсестер, женщин, простых колхозников, радость победы. Сам Эллэй с 1942 г. по 1944 г. находился на фронте, сражался на Калининском направлении и под с. Старой Руссой, поэтому в стихотворениях “Мир сильнее войны” (1950), “Песня о мире” (1951), “Пограничник” (1961) нашел отражение личный воинский опыт поэта. Творчество Эллэя 1950–1970-х годов посвящено темам мира и дружбы народов, созидательного труда, философского осмысления явлений действительности, обращения к историческому прошлому народа. Целый цикл стихов предпослан якутским поэтам-современникам: сборники “Слава творческому труду” (1959), “Человек — человеку” (1962), “Негасимое пламя” (1969), “Сердце друга” (1973).

Эллэй — глубоко самобытный национальный поэт, и его наследие содержит вершинные образцы поэзии народа саха. Талант и творчество поэта формировались и развивались в сложное, противоречивое время исторических перемен и катаклизмов, вся его жизнь находилась на стыке важнейших событий XX века, что нашло свое непосредственное выражение в его художественном творчестве и литературной критике. Поэзия Эллэя проникнута духом и пафосом поэзии П.Ойунского, она обусловлена глубоким критическим восприятием национальных художественных традиций, а также богатейшего опыта классиков русской и мировой литературы. Вслед за П.Ойунским, вместе с другими видными якутскими поэтами, Элляй способствовал коренному реформированию якутского стихосложения, где проявил себя как непревзойденный мастер ритмики стиха, введший в национальную поэзию различные ритмообразующие и интонационные приемы и новые рифмы.

В лучших произведениях Эллэя нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью. “Лирическим чувствованием” проникнуто все творчество поэта, особенно ярко оно ощущается в прекрасных образцах его любовной и пейзажной лирики, где обнажены мысли и чувства, где мир полон “образов, оттенков, запахов и звуков”: “Запах лиственницы”, “Олень”, “Черные глаза”, “Поцелуй солнца”, “То лето прошло безвозвратно...”, “Почему”, “Как я долго тебя ожидал...” и др. Многие лирические стихи Эллэя стали любимыми народными песнями.

Как отмечают исследователи, особое место занимает в лирике поэта тема матери, уважения и преклонения перед родителями, учителями и наставниками: “Мой отец”, “Матери”, “В родном аласе”, “Любите матерей”, “Учителю”, “Старым учителям” и др. Но лейтмотивом всего его творчества являются темы молодости и весны, символизирующие активное отношение к жизни, действенное преобразующее начало, поэтому так часто встречаются в его произведениях образы солнца, огня, весны, ветра и др.

Не потеряли своего значения и по сей день его стихи, посвященные проблемам Поэта и Поэзии, традиции и новаторства: “Напутствие”, “Открытое сердце”, “Поэту”, “Платон Ойунcкий” и др.

Еще одной гранью творческой деятельности поэта являются его переводы русской и советской поэзии, в особенности В.Маяковского. Следует отметить творческий интерес поэта к украинскому литературному наследию: об этом говорит поэма «Друг народа», повествующая о Павле Грабовском (1864–1902), которому отбываемое каторжное наказание было заменено ссылкой-поселением в «отдаленнейшие места Сибири»: в Якутской области (Вилюйск), а с 1896 года — в Якутске. Интересными также представляются, с культурологической точки зрения, переводы Кулачикова-Эллэя отдельных произведений Тараса Шевченко.

Достоинства и недостатки творчества Эллэя получили в целом правильную оценку в якутской критике. По мнению А.А.Бурцева, “единственно верный подход к наследию Эллэя — историческая оценка его произведений. При этом решающее значение приобретают не его политизированные декларации и заявления, а собственно эстетические открытия и творческие достижения”.

Награды и премии

Память

Его именем названы:

Библиография

Литература

Источники и ссылки