Литературная Якутия


 
31.01.2013
 
Аита ШАПОШНИКОВА

Детям самое-самое...

Чтению в последнее время в стране уделяется большое внимание. После того, как в 2006 году была принята «Национальная программа развития и поддержки чтения в России», рассчитанная до 2020 года, работа пошла. Так, недавно был обнародован список 100 книг, рекомендованных российским школьникам для внеклассного чтения. В течение двух лет общество может этот список обсудить и обновить. В Якутии тоже появился аналогичный перечень литературного наследия. Что же туда попало?

 

Самые большие нарекания, похоже, вызовет раздел детской литературы. Он явно отбирался произвольно. Как писатель и журналист, работавший в журналах «Чуораанчык» и «Колокольчик» в пору их расцвета, знаю, что первыми детскими писателями были Вера Давыдова и Анна Неустроева. В перечне их произведения не упомянуты. Позже эстафету из их рук приняли другие именитые писатели. Это Константин Туйарский (его именем названа литературная премия для детских авторов!), Николай Заболоцкий-Чысхаан, Моисей Ефимов, Василий Тарабукин, Петр Дмитриев-Туутук, Константин Сосин, Семен Тумат. Все они выпали из списка. Поэты Рафаэль Багатайский и Умсуура были редакторами журнала «Чуораанчык» и у них, естественно, есть сочинения для детей. Они в списке тоже отсутствуют. Почему-то нет здесь повести Далана «Тэппэй боччумурар» («Тэппэй взрослеет»). Но то, самая большая загадка для меня — замалчивание детских произведений народного поэта Якутии Семена Данилова. На его «Сээркээн Сэhэне», «Зайце с ружьем», «Собрании мунхалов», «Письмах на пороше» и многих других выросло не одно поколение якутских детей, и все педагоги хором назовут их классикой детской литературы.

Раздел художественной литературы больше представлен классикой и историческим жанром. Принимая во внимание это, перегружать раздел «История. Этнография. Культура» трудами фольклористов и историков не стоило. Ведь НКИ «Бичик» печатает достаточно научно-популярной литературы для школьников. Да, книги Маака, Бетлингка, Худякова, Окладникова давно у нас не переиздавались. Они очень нужны вузам и самим ученым. Но зачем решать вопрос издательской политики за счет детей?

Зато произведений, созданных после перестройки до наших дней, кроме двух исторических романов Николая Ууса, стихов Натальи Харлампьевой и повести Владимира Федорова, в списке почти нет. А между тем, растущему поколению неплохо бы познакомиться с Еленой Куорсуннаах, Иваном Ойууром, Дмитрием Наумовым, Иваном Мигалкиным, Ираидой Поповой. Из книг Егора Неймохова лучше всего ребята восприняли бы его знаменитую повесть «Хапсыhыы» («Схватка») о якутских спортсменах-борцах и сценарий фильма «Снайпер саха». Из произведений Николая Лугинова детям недурно было бы прочитать также повесть «Кустук».

В раздел литератур народов Севера не попали эвены Николай Тарабукин, Платон Ламутский, Варвара Белолюбская-Аркук, юкагир Николай Курилов, долганка Огдо Аксенова, что тоже является для меня загадкой. Их творчество — национальное достояние всех северных народов.

Понятно, что список составили взрослые дяди и тети, которые почти забыли о тех книжках, которые в детстве читали запоем. Но даже если это так, можно было просто пройтись по сельским библиотекам и выбрать самые потрепанные, зачитанные до дыр книги. И тогда бы никаких вопросов не возникло.

Газета «Якутия»